Альфа Страхование

Откажется ли Booking.com от практики паритета цен в России

Девятый апелляционный арбитражный суд 11 ноября оставил в силе решение Арбитражного суда Москвы, который в августе отказался удовлетворить иск портала бронирования Booking.com и подтвердил законность решения и предписания Федеральной антимонопольной службы.

«Будучи компанией, соблюдающей законодательство, мы будем работать над прекращением практик паритета цен в России», – заявил представитель Booking.com. Вместе с тем, в официальном комментарии сервиса говорится: «Мы разочарованы сегодняшним решением, которое, по нашему мнению, не в полной мере учитывает предоставленные Booking.com данные о положении на рынке и представлениях отрасли о принципах паритета цен. Booking.com твердо убеждена в том, что положения о паритете являются справедливыми, поддерживают конкурентоспособность цен для потребителей и приносят взаимную пользу путешественникам, владельцам объектов размещения и похожим онлайн-платформам. Поэтому мы намерены рассмотреть возможность дальнейшего обжалования сегодняшнего решения».

Судебное разбирательство Booking.com с ФАС стало результатом жалобы бизнеса на то, что крупнейший на рынке агрегатор навязывает отелям так называемое условие о паритете цен. На эту практику в начале 2019 года пожаловалась в ФАС общественная организация малого и среднего предпринимательства «Опора России»: даже если клиент бронирует напрямую, гостиница не вправе предоставить ему номер дешевле, чем тот сдается на Booking.com.

Условие паритета цен – это «навязывание невыгодных условий как отелю, так и потребителю гостиничных услуг», считают в общественной организации. При заключении договора с Booking.com отели подписывают соглашение, по которому они присоединяются к общим условиям сервиса, уже включающим условие о паритете цен, и не могут заключить договор на других условиях. Booking.com может в любой момент отключить отель от своего сервиса, а любые споры по условиям договора будут рассматриваться в суде в Нидерландах – вряд ли большинству малых отелей по силам расходы на подобное судебное разбирательство.

ФАС провел проверку и пришел к выводу, что доля зарегистрированной в Нидерландах Booking Holdings B.V. на российском рынке агрегаторов информации о средствах размещения составляла по итогам 2018 года 84% в натуральном выражении и 80% в денежном.

ФАС посчитала, что Booking.com злоупотребляет доминирующим положением, навязывая работающим с ним отелям условие давать лучшие цены, и потребовала исключить из договоров с отелями условие о паритете цен, но сервис требование проигнорировал.

В декабре 2019 года в отношении Booking.com было возбуждено антимонопольное дело. Через год, в декабре 2020-го, регулятор признал Booking.com нарушителем закона «О защите конкуренции» и вновь потребовал отказаться от паритета цен. Не согласившим с этим решением, сервис в феврале 2021 года оспорил вердикт ФАС в Арбитражном суде Москвы.

В августе этого года ФАС выписала Booking.com оборотный штраф на 1,3 млрд рублей, который компания также оспорила в суде. Сейчас дело рассматривается в первой инстанции.

О том, почему сервис считает паритет цен справедливым, в интервью РБК рассказывал директор Booking.com в России Алексей Матушкин. Эту практику, по его словам, ввели сами отели: они хотели, чтобы «цены везде были одинаковыми», потому что боялись, что онлайн-турагентства будут занижать стоимость номера. Цена, как отмечал г-н Матушкин, должна быть очевидна и гостям: если гость видит на разных сайтах совершенно разные цены, «это в лучшем случае настораживает и вызывает недоумение, в худшем – вызывает у него недоверие и отказ от бронирования конкретно этого отеля».

Для самого Booking.com паритет цен – это вопрос «справедливости вложений» в рекламу и качество услуг, пояснял он. Отели не должны пользоваться сервисом как бесплатной рекламной площадкой, а потом уводить клиентов на свой сайт, где цена будет ниже, и не платить комиссию за услуги.