Travelport с 25 октября

Мария Трофимова: «Чартерная программа в Тюмень – вызов не только для региона, но и для всего туроператорского сообщества»

В конце июня директором департамента потребительского рынка и туризма правительства Тюменской области была назначена Мария Трофимова, прежде она много лет возглавляла областное Агентство туризма и продвижения. В беседе с RATA-news г-жа Трофимова рассказала, почему регион-лидер по добыче нефти в России решил развивать туризм, как повлияла на отрасль пандемия и какие ожидания связаны с запуском первой чартерной программы из Москвы в Тюмень.


- Почему власти региона, который ассоциируется, в первую очередь, с добычей нефти и газа, решили активно развивать туризм?

- Да, в 50-60 годах прошлого века нефтегазовое освоение Западной Сибири начиналось с Тюмени. В «большой» Тюменской области вместе с округами добывается порядка 60% российской нефти и 90% газа. Но на юге области нефти никогда не было, зато нашли термальные минеральные источники.

Туризм мы рассматриваем как возможность рассказать людям об истории нефтегазового освоения, ведь это очень значимая тема в нашей стране. Кстати, великий ученый Дмитрий Менделеев, который родился в Тобольске, считается основоположником нефтехимии. И сегодня на его малой родине находится крупнейшее нефтехимическое производство. Так что всё не случайно.

Кроме того, туризм – абсолютно самостоятельная отрасль экономики, которая охватывает множество видов деятельности, создает рабочие места, это, в отличие от добычи нефти, малый и средний бизнес. В Тюменской области множество крупных компаний имеют свои представительства, научно-исследовательские центры и т.д. Поэтому вся инфраструктура развивалась давно и системно – строились дороги, отели, предприятия общепита и т.д. То есть туризму есть, на чем базироваться.

Хотя нам сложно привлекать туристов из-за имиджа промышленного региона. Многие думают, что это суровый край нефтяников и просто зеленый массив тайги. Но Тюмень – один из лидеров по качеству и комфортности проживания, Тобольск по этим же показателям входит в топ-5 среди малых городов страны. Поэтому, когда люди приезжают, реальность превосходит ожидания. Тюменская область – современный динамичный регион с невероятной историей и богатой природой, а туризм – тот канал, через который мы можем привлекать гостей и рассказывать о себе.

- Как повлияла пандемия на туристическую отрасль в вашем регионе? Что происходит с въездным турпотоком?

- В пандемию мы все в отрасли показали сибирский характер – собрались, сконцентрировались, объединились перед сложностями. Мы даже запускали новые продукты в прошлом году. Например, разработали программы лояльности. В ноябре первыми в России совместно с Ростуризмом и правительством Тюменской области открыли термальный сезон, а шли к этому три года. В результате нам удалось успешно отработать зиму, новогодние праздники, и сейчас отрасль хорошими темпами восстанавливается.

В 2019 году мы приняли 3,3 млн туристов, в 2020 году – 2,1 млн. Но в первом полугодии 2021-го количество туристов превысило показатели первого полугодия 2019: регион посетило уже больше 1,5 млн гостей.

Структура въездного потока делится на деловых туристов и тех, кто приезжает с целью отдыха. В 2015 году доля делового туризма составляла около 70%, в 2019 – 45%. В прошлом году из-за пандемии деловой поток составил лишь 4% от общего объема. Остальными гостями были те самые туристы, которые приезжали на отдых, к родственникам, друзьям. И их было даже больше, чем в 2019 году. То есть, чисто туристический поток все-таки вырос.

- Откуда к вам чаще всего приезжают туристы?

- Первый круг – это внутреннее потребление. Если местные жители сами не путешествуют по региону, о каком развитии туриндустрии можно говорить? Поэтому, когда мы пять лет назад занялись туризмом, прежде всего, стали рассказать жителям области, чего у нас есть увлекательного, чтобы они захотели поехать и посмотреть.

Второй круг – соседние северные округа, с которыми мы исторически связаны одной дорогой. Они всегда ездили к нам, а мы к ним. Следующий круг – это уральские регионы: Свердловская, Челябинская, Курганская области. Мы видим, что в этом году туристов из Уральского округа в структуре потока стало больше, чем из северных территорий.

Дальше в топ-10 – регионы Сибири: Омская область, Красноярский край, Кемеровская область. И, конечно, центральная часть России. Очень много туристов в этом году поехало к нам из Москвы и Петербурга, причем они приезжают на более долгий срок. И для каждой целевой аудитории у нас есть свой набор опций – культурно-познавательные туры, отдых на термальных комплексах, классический городской отдых с посещением событийных мероприятий и др.

- Какие ожидания связаны с запуском туроператором «TUI Россия» первой туристической чартерной программы из Москвы?

- Безусловно, для нас это беспрецедентный проект. Он стал возможен благодаря поддержке Ростуризма, и это большой сдвиг в развитии внутреннего туризма. Надо сказать, что туроператор тоже был во власти стереотипов по отношению к региону, сомневался, будут ли загружаться чартеры. Но генеральный директор «TUI Россия» Тарас Демура приехал к нам по приглашению губернатора, посетил все основные локации и убедился, что чартер ставить можно. Это был вызов не только для нашего региона, но и для всего туроператорского сообщества: взять нераскрученное направление, которое никогда не ассоциировалось с туризмом, и в короткие сроки разработать турпродукт под чартерную программу. «TUI Россия» этот вызов приняли – и 7 сентября мы приняли в Тюмени первый чартер!

Для нас это показатель того, что регион готов к приему туристов. Уверена, что гости получат максимум ярких впечатлений. Для них это может быть поездка-сюрприз. Мы хотим, чтобы люди сюда приезжали и понимали, что история не заканчивается на европейской части страны. Гости могут приобрести туры «Привет, Сибирь!» в трех вариациях, отдых на термальных источниках, гастрономические маршруты. А для тех, кто не определится заранее, предлагаем заказать экскурсии на месте – в древний и очень атмосферный Тобольск, в маленький аутентичный Ялуторовск, где родился Савва Мамонтов, были на поселении декабристы, а на масленицу выпекают трехметровые блины.

Сибирь всегда славилась гостеприимством. Это купеческий край, здесь любили широко отмечать праздники, если путник приехал – его усаживают за стол, угощают. И сегодня местное население лояльно относится к гостям, это тоже важно. Каждый понимает, что нам есть, чем гордиться, и гости это чувствуют. Надеюсь, что те эмоции и впечатления, которые получат наши туристы, будут дальше распространяться по «сарафанному радио».

- В конце сентября должен начать работу новый аэропорт в Тобольске. Этот проект рассчитан, в первую очередь, на деловых путешественников или он будет востребован и у обычных туристов?

- Да, инвестором строительства аэропорта выступает компания «СИБУР», владеющая крупными производственными активами в городе. Это логичное продолжение развития Тобольска как туристического центра. Многим жителя нашей страны будет значительно удобнее посещать древнюю столицу Сибири.

Сегодня мы предлагаем несколько маршрутов различной продолжительности, в том числе брендовых, акцептованных экспертным советом при Ростуризме. Основные точки в наших программах – Тюмень, Тобольск, Ялуторовск, термальные комплексы. Сейчас мы прорабатываем маршруты для организованных туристов, которые приезжают с туроператорами, но также должны предложить максимально широкий ассортимент самостоятельным гостям. Открытие аэропорта расширит возможности для всех туристов. Те, кто приезжает в экскурсионные туры, смогут прилететь в Тюмень, а вылететь из Тобольска или наоборот.

- Тюмень демонстрирует редкую для регионов активность в продвижении. Вы выступаете по радио, выходит много публикаций в федеральных медиа. Дает ли эта активность потребительский отклик, можно ли его выразить в цифрах? Или рост турпотока в большей степени связан с пандемией и закрытием границ?

- Мы начали активное продвижение четыре года назад и каждый год выходили на новый уровень. Маркетинговая политика – это один из факторов успеха в реализации любого продукта, и туризм не исключение. Важно упаковать продукт, привлечь к нему внимание. Эффект от нашей работы очевиден. За пять лет турпоток вырос в два раза – с 1,5 млн в 2015 году до 3,2 млн в 2019. В рамках программы кэшбэка Тюменскую область продавали порядка 150 туристических компаний из более 40 регионов. Это говорит о том, что профессиональная туроператорская сфера понимает, зачем сюда ехать и что смотреть. Плюс самостоятельный поток, который в 3-4 раза превышает организованный.

- Стоит ли перед вами задача увеличить вклад туроператоров в общий региональный турпоток?

- Стоит задача сформировать оптимальную систему, чтобы участникам рынка комфортно было работать и с организованным потоком, и с самостоятельным. Важно, что туроператоры – это главные партнеры, именно они создают продукт, оценивают его конкурентоспособность и принимают решение о реализации. А за организованными туристами подстраиваются индивидуалы.

Чартерная программа – это новый этап в развитии туротрасли региона. Это не разовая история, мы растем в этом проекте. Для нас важно сотрудничество с крупным федеральным туроператором, который обладает определенными знаниями и технологиями. Это в целом помогает выстроить систему работы внутри региона, сформировать более высокие стандарты оказания услуг. В конечном итоге это будет плюсом и для гостей, и для профессиональных участников рынка, и для Тюменской области.

Ирина Сафронова, специально для RATA-news