Субсидии по въездному туризму вместо туроператоров получат отели?
В списке, который Ростуризм утвердил для предоставления субсидий по въездному туризму за 2020 год, гостиниц неожиданно оказалось гораздо больше, чем туроператоров. И хотя отели также входят в Единый федеральный реестр, такой подход отраслевого ведомства может быть воспринят как формальный. Возможно, пришло время подкорректировать правила отбора заявителей на субсидию.
Ростуризм 10 ноября сообщил о результатах заседания рабочей группы по отбору заявок туроператоров на предоставление субсидий по въездному туризму, поданных участниками рынка в ведомство период с 4 по 25 сентября 2020 года.
Напомним, правила предоставления субсидий туроператорам за привлечение в Россию иностранных туристов были утверждены правительством в мае 2019 года. Соответствующее постановление правительства № 534 было подписано 30 апреля 2019 года.
Как сказано в пункте 1 правил, субсидии предоставляются на «государственную поддержку организаций, обеспечивающих прирост количества посетивших Российскую Федерацию иностранных туристов».
Размер господдержки определяется исходя из количества привлеченных туристов, а также уточняющих коэффициентов – какие регионы они посетили и сколько дней провели в отелях. Базовая субсидия составляет 1200 рублей за человека.
«Нам одобрили заявку. Спасибо за поддержку, она сейчас не просто актуальна, а жизненно необходима туроператорам», – сказал RATA-news управляющий директор компании «Тари Тур» Игорь Кузьмин.
В 2019 году полностью соответствующими правилам были признаны документы 110 компаний из 123, из них подавляющее большинство, согласно протоколу Ростуризма, составили туроператоры. Не прошли отбор 13 компаний. В 2020 году из 106 заявок отказы получили 33 компании, а одобрение – 73. Причем, на этот раз подавляющее большинство «победителей» составили отели.
И это настораживает туроператоров. Гостиницы – важное звено во въездном туризме, но они, даже числясь в реестре, а значит формально являясь туроператорами, не занимаются привлечением туристов и не создают турпродукт. Они предоставляют размещение, причем нередко тем туристам, которых им поставляют туроператоры.
«Безусловно, гостиницы – наши партнеры, и они также нуждаются в господдержке, – сказал г-н Кузьмин. – Но важно понимать, кто именно из участников рынка получает субсидии. Иначе мы не застрахованы от двойного учета туристов. Нас, например, удивило, что одна из гостиниц, где мы пытались уточнить данные по размещению наших клиентов, ответила, что они считают этих туристов своими и тоже подают документы на субсидии. Думаю, это не единичный пример на рынке».
В любом случае, полагает эксперт, надо или скорректировать правила предоставления субсидий, включив в них, например, еще транспортные компании или музеи, которые тоже активно участвуют в приеме иностранных туристов, или более четко прописать, что субсидии получают именно туроператоры.
«Здесь, на мой взгляд, важен приоритет ОКВЭД – деятельность «туроператор, турагентство» должна быть на первом, а не на третьем-четвертом месте», – полагает эксперт.
Туроператоры, реально привлекающие иностранных туристов, но получившие отказ в субсидиях, сообщили RATA-news, что никаких объяснений по этому поводу из ведомства не последовало. В прошлом году, если в документах обнаруживались ошибки или какие-то технические нестыковки, компаниям об этом сообщали и просили исправить еще до принятия решения.
«Ждем, что пришлют протокол и объяснят причины отказа. В прошлом году нам сообщили, что будет ужесточение условий отбора», – пояснили в одной из компаний.
А для кого-то, может быть, эти условия упростили?
Светлана Ставцева, RATA-news
ПРОФЕССИОНАЛЫ
Марина Розанова
Профкурорт, коммерческий директор
«Наши "заграничные" клиенты мотивируют санатории становиться лучше»Александр Осипов
Ассоциация гидов-переводчиков, экскурсоводов и турменеджеров, руководитель
«С хорошим гидом люди забывают и о продавленной кровати, и что их неважно покормили»Инесса Короткова
Atout France, директор
«Российский турист во Франции – гурман, гедонист и образованный человек»Лидия Гетман
«Лидия Тур», директор
«Я начинала с того, что водила в Оренбурге автобус с туристами»Мария Трофимова
Агентство туризма и продвижения Тюменской области, руководитель
«Тюмень становится термальным курортом европейского уровня»Алексей Ретеюм
«Аптекарский огород», директор
«У меня никогда не было кабинета – для хорошего разговора нужны свободные пространства»Феликс Шпильман
Ostrovok.ru, руководитель
«Большинство партнеров сервиса B2B.Ostrovok – турагенты и тревел-менеджмент компании»Анатолий Гаркушин
«Пантеон», генеральный директор
«Давно планировали заняться российским рынком – и обстоятельства к этому подтолкнули»Юрий Колобов
«Роза Хутор», директор
«Стратегия развития курорта "Роза Хутор" связана с летним туризмом»Александр МЕЩАНКИН
Камчатка, социальный предприниматель
«Активные туры на Камчатку мы организуем даже для людей с ограниченными возможностями здоровья»Алла Беликова
Национальный туристический офис Германии, директор
«Для российских туристов посещение Берлина сродни паломничеству»Ольга ХОТОЧКИНА
Интурмаркет, директор
«"Интурмаркет" делает акцент на турпродукте ручной работы»Артем ЧЕРНЫШОВ
MITT, директор
«Наша задача – сделать MITT в «Крокусе» еще более эффективной площадкой для профессионалов»Наталья КОСЬМИНА
«Семь чудес света», руководитель
«Из-за высокой стоимости услуг в аэропорту Ростова-на-Дону туроператоры сокращают полетные программы»Алла ЦЫТОВИЧ
«Хотел Лофт», генеральный директор
«Мне достаточно зайти в любой хостел, чтобы за минуту понять, во сколько он обходится и сколько приносит»Артур МУРАДЯН
Space Travel, генеральный директор
«Рынок должен вернуться к классическому туроперейтингу»Виктория КИЗИМОВА
«Мой Агент», руководитель
«Бизнесу нужны более гибкие условия для покупки авиабилетов, чем прямым клиентам»Тарас КОБИЩАНОВ
«Русский Экспресс», генеральный директор
«Мы создали инструмент, позволяющий агентству удержать туристов от ухода в самостоятельное плавание»Дмитрий ФОМИНЦЕВ
«ТурТрансВояж», генеральный директор
«Туристу надо предлагать то, что он не сможет организовать самостоятельно»Светлана ДРОЗДОВА
«Русский Экспресс», директор департамента FIT
«Выиграет тот, у кого хорошие цены, сервис, скорость и технологии»