Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам
Интервью

Лидия Гетман: «Я начинала с того, что водила в Оренбурге автобус с туристами»

05:28, 14 декабря 2020

Оренбургский туроператор «Лидия Тур» с 2004 года собирал свой парк автобусов, приобретал офисы и стояла у истоков развития туризма в регионе. Фирму основали мама и сын Лидия и Владимир Гетман. Год назад Владимир ушел в свои проекты. Но оба убеждены, что за отечественным туризмом будущее.


- Расскажите, как вышло, что у компании «Лидия Тур» начал формироваться свой автопарк? Большинство турфирм обычно берут транспорт в аренду.

Л.: - Дело в том, что в начале нулевых я начинала с того, что была водителем разных видов транспорта. Мне кажется, любой генерал должен вырастать с солдата, это правильный путь. Я водила и фуры, и уазы, а когда подрос сын, нужно было найти такую работу, чтобы днем было свободное время для транспортировки его по разным кружкам. Поэтому я купила микроавтобус, начала оказывать транспортные услуги – и параллельно возила ребенка на дополнительные занятия.

В.: - Мама не упомянула, а я бы отметил: она первая женщина в Оренбурге, которая получила водительские права категории D. Когда ее имя вносили в список, из-за несклоняемой фамилии автоматически решили, что речь о мужчине. Поэтому и допустили до экзамена, хотя женщинам в регионе просто не давали его сдавать. Мама перестраховалась и заранее предупредила местное телевидение о том, что собирается сломать шаблон. И когда приехала на экзамен с представителями телеканала, развернуть ее уже было невозможно. Она сдала – и тогда и купила семиместный микроавтобус.

- А как началось именно туристическое направление в вашем бизнесе?

В.: - Я пришел работать в мамин бизнес в 2004 году, мне было 16 лет. Тогда и появилась фирма «Лидия Тур»: мы вывезли на автобусе первую группу туристов к местной достопримечательности – Мурадымовскому ущелью. Это был отдых в классическом палаточном виде. Чтобы организовать поездку, просто пошли в спортивный магазин и купили несколько брезентовых палаток, котелков и спальных мешков. Набрали группу восемь человек и бесплатно свозили на своем автобусе на озеро. Мама готовила еду на костре, я был гидом. А потом мы сделали это регулярными турами выходного дня.

Л.: - Появился спрос, поскольку больше никто ничего такого не делал, и мы стали постоянно расширять автопарк. Вначале взяли автобус побольше, уже на 16 мест.


Стали возить туристов на выходные к местному озеру Нугуш. Устраивали для них дневную программу отдыха, а по вечерам организовывали дискотеки – специально для этого купили колонки. Фактически так мы ввели в Оренбурге понятие «тур выходного дня». Потом я пригнала из Владивостока автобус на 55 мест. Он был с правым рулем, пришлось переоборудовать на леворульный, чтобы пустили на маршрут. Но в итоге в Оренбурге появился первый иностранный частный автобус с кондиционером. Его у нас нанимали и для частного извоза – например, компания «Газпром». Львиную долю прибыли тогда делали вахты. Однако параллельно мы продолжали развивать свой туристический проект.


- Если я правильно понимаю, туризм вышел на первый план к 2011 году, когда компания стала туроператором. Расскажите, почему в итоге решили сделать упор на российские туры, ведь вы работали и с заграницей?

В.: - С 2011 года мы начали предлагать автобусные туры в Сочи, Казань, Уфу, Самару и другие города. И параллельно работали с зарубежными направлениями, которые были популярны у оренбуржцев – Турция, Египет и прочие. Но когда в 2015 году Турцию и Египет закрыли, мне показалось разумным перестать рассчитывать на заграницу. И мы перевели 80% деятельности на внутренний рынок: Москва, Самара, Сочи, Анапа, Геленджик, Минеральные воды и т.д.

Л.: - Мне вообще всегда больше нравился внутренний туризм. Хотя это и не всем коллегам было понятно, как и то, зачем иметь свой автопарк. Но вот настал 2020 год, а у меня 16 своих автобусов, несколько офисов в собственности, налажено сотрудничество с гостиницами в интереснейших городах страны. Конечно, мы пострадали от новых условий на рынке меньше, чем те, кто придерживался другой стратегии. Россиян, которые привыкли летать за границу, трудно перенаправить на отечественный рынок, это очень разная специфика продуктов.

- Однако из-за падения доходов и опасений по поводу пандемии спрос просел и на внутреннем рынке.

Л.: - Конечно. Поэтому три офиса из пяти в этом году я закрыла. Но два оставила. Сотрудников, которые ранее занимались заграничным отдыхом, перепрофилировали на Россию. Как и везде на рынке, сократили зарплаты и часть команды. Однако на дистанционный формат компания не ушла и не уйдет. Во-первых, людям на удаленке сложно разделять работу и домашние дела. Во-вторых, я придерживаюсь мнения, что очень важно оставаться на виду у туристов. Пандемия закончится, и тогда тем, кто выдержит кризис, придет время «рвануть». Если же к тому моменту клиенты о вас забудут, «рвануть» не получится.

Чтобы удержаться на плаву, я также открыла новое направление деятельности в период самоизоляции: тренинги для участников туристического рынка на базе своих помещений. Пригласила бизнес-тренеров, уже обучила первый поток. Сейчас получаю лицензию на профессиональное и дополнительное образование, чтобы выдавать дипломы с госаккредитацией. Также, чтобы мои автослесари не сидели без дела, начала оказывать услуги по техобслуживанию других транспортных средств.

- А что в этом году пользовалось спросом в вашем ассортименте?

Л.: - Летом – Анапа, Крым, Питер, Самара, Казань, Башкирия. В основном туристы ехали на 7-10 дней. Очень хотелось раскрутить в этом году Новосибирск и Байкал, но местным жителям пока это не очень интересно. Сейчас, зимой, тоже стараемся что-то делать. У нас есть один очень удобный микроавтобус, и мы набираем группу на выходные, возим на термальные источники в Хволынске в Саратовской области, на экскурсии в Уфу. В этом. Кстати, нам сильно помогла программа кэшбэка.

- Владимир, вы как раз накануне кризисного года покинули компанию и ушли в свои проекты. Чем решили заняться?

- Да, захотелось создать что-то самостоятельно, и в этом мне помог наработанный многолетний опыт в «Лидии Тур». Развиваю свое турагентство, продолжая специализироваться на отечественном рынке. Кроме того, у меня отдельный большой проект VisitOren, в рамках которого хотелось бы сделать Оренбургскую область популярным направлением для разных регионов страны.

- Лидия, у вас из последних новостей – вступление в РСТ.

- Да, есть большое желание объединяться с коллегами и обмениваться опытом. Как показывает практика, даже отраслевые мероприятия приносят колоссальную пользу: у всех компаний разные методы работы, у каждого можно что-то почерпнуть. Кризис рано или поздно закончится. Хорошо, если мы подготовимся к новому этапу развития рынка совместными усилиями.

Татьяна Крикун, специально для RATA-news

Обсудить в telegram

вам может быть интересно