Интурмаркет с 1 октября

Как отели переживают пандемию: опыт «Балчуг Кемпински»

О том, как дорогому сетевому отелю удается лавировать между требованиями контролирующих организаций, попытками сохранить штат и платежами поставщикам при полном отсутствии доходов рассказала генеральный менеджер «Балчуг Кемпински» Лада Самодумская в ходе панельной дискуссии для управляющих отелями Hotel Web Forum.

Гостиница получила отсрочку по налогам, обсуждается вопрос субсидий и кредитов на льготных условиях. Рекомендациям Роспотребнадзора «Балчуг Кемпински» следует. «Одна только дезинфекция вентиляционной системы обходится порядка 200 тысяч рублей, проводить ее нужно каждый месяц, а доходов практически нет, – говорит г-жа Самодумская. – Поэтому вопрос, как долго продлятся меры безопасности, очень важен. По моим прогнозам, на это уйдет не менее 9-12 месяцев».

Отелю «Балчуг Кемпински» работает по стандартам международного гостиничного бренда. Существуют глобальные договоры и платформы, которые поддерживаются всеми отелями компании. К тому же часть расчетов ведется в валюте. «Надо сказать, что корпоративные офисы подключились: ведут переговоры с рядом поставщиков и довольно успешно: где-то удается получить скидку до 30-50%, а что-то нам вообще поставляют в итоге бесплатно – на месяц, три, на полгода. Мы и сами ведем такие переговоры. Так что оптимизировать расходы можно, в том числе путем активного общения с поставщиками на всех уровнях. Ну а если кто-то отказывается пойти навстречу – что ж, будем искать альтернативу».

Очевидно, что международные фирмы-поставщики, будучи привязаны к ценам своих штаб-квартир, будут со временем повышать стоимость товаров и услуг с учетом динамики курса евро. Поэтому «Балчуг Кемпински» выбрал стратегию buy locally и по мере возможности переключается на отечественную продукцию. Не всегда есть возможность поменять импортный товар на российский – например, некоторые напитки. Но и здесь поставщики тоже вполне лояльны и соглашаются какие-то цены зафиксировать в рублях. «Мы, в свою очередь, так же ведем себя с нашими партнерами – теми же арендаторами помещений в гостинице. Если не помочь им, не поддержать в нынешней ситуации, они могут просто уйти. А ведь любая аренда – это чистая прибыль», – уточнила Лада Самодумская.

А вот затраты на штат оптимизировать намного сложнее. Как рассказала г-жа Самодумская, в Москве гостиничные операторы вынуждены прибегнуть к радикальным мерам: некоторые крупные компании до 50-60% персонала либо сократили, либо уволили «по соглашению сторон». Причем основной процент таких сокращений пришелся на последнюю неделю мая. Хотя в премиальном сегменте есть игроки, которые не тронули свой штат.

«Мы до сих пор никого не сокращали и не увольняли. Но с учетом долгосрочной перспективы – а она пока не допускает радостных предположений, придется что-то пересматривать, – продолжила генеральный менеджер. – Считаю, что мы успешно – и вовремя – среагировали, еще в середине марта переведя персонал на трехдневную рабочую неделю. Это оказалось даже более эффективно, чем вариант простоя гостиницы. Разумно отработали схему отпусков – за свой счет и плановых. Полностью отказались от привлеченных со стороны кадров. В итоге общие расходы на персонал в мае упали на 75%. Но бесконечно откладывать растущие траты невозможно, тем более с учетом итогов мая, когда в гостинице на 227 номеров загрузка составила 4%».

Сейчас отель прорабатывает альтернативы, ищет решения вместе с сотрудниками: может быть, придется взять на вооружение идею Минтруда о почасовой оплате, перейти на оплату «по факту» и т.д. «Полагаю, процесс оптимизации расходов на персонал у нас еще не закончился. Ведь если в июле-августе границы не откроют, осенью к нам не приедут китайские группы, не будет гостей крупных конференций, например, нефтяной отрасли. Значит, возможно, последует вторая волна изменений в оплате труда. Потому что расставаться с работниками не хотим, это наше богатство. Многие трудятся в отеле со дня основания, знают гостей по именам. И их присутствие очень ценят постоянные клиенты. Они будут разочарованы, не увидев тех, кто их всегда встречал. Конечно, в нынешних условиях 100% персонала никак не сохранишь, но будем изо всех сил стараться».

Снижать тарифы «Балчуг Кемпински» не планирует. Международные цепочки предварительно планируют тарифы на два-три года вперед, и расценки на текущий год департамент управления доходами будет лишь корректировать. «Самое страшное, что можно представить, это возможная паника и демпинг, которые могут охватить гостиничный рынок. Мы намерены держать уровень цен. Тем более что наши ключевые многолетние партнеры остались на плаву и их интерес к отелю сохранился. И не знаю, почему, но некоторые из них пока не отменяют бронирования групп на август-сентябрь-октябрь. Активно идут заявки на следующий год, и мы квотируем все по плану, не снижая цен. Очень надеемся, что рынок нас поддержит», – говорит Лада Самодумская.

Иными словами, «Балчуг Кемпински» не только не заснул, а весьма активен: с 16 июня отель открывает свою летнюю террасу, и неделей позже - рестораны, на осень запланирована реновация, которую одобрили и финансируют владельцы.

Кристина Голубева, специально для RATA-news