Придется ли туроператорам отвечать по обязательствам турагентов
Руководитель комитета Госдумы по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи Борис Пайкин предложил ко второму чтению законопроекта «О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (в части совершенствования правового регулирования турагентской деятельности)» дополнить его особой поправкой.
Суть предложения в том, что туроператоры должны нести ответственность по обязательствам зарегистрированных в едином реестре турагентов, которые после заключения договора с туристом прекратили свою деятельность или обанкротились.
Как отметили в пресс-службе Бориса Пайкина, в тексте законопроекта ко второму чтению прописано, что «исключение сведений о турагенте из реестра, прекращение его полномочий по продвижению и реализации турпродукта не прекращает действие ранее заключенных договоров». «Также и туроператор в этом случае не освобождается от обязанности обеспечить туристам услуги по договору», – говорится в документе.
В первом чтении законопроект был принят 12 мая 2020 года. Согласно документу, закона наличие в реестре записи о турагенте с информацией о конкретном туроператоре будет подтверждением того, что между ними действительно заключен договор о реализации и продвижении турпродукта. Это, в частности, поможет туристу избежать передачи денег мошенникам. А регулирующие органы смогут, наконец, узнать, какое количество агентов реально работает на туристическом рынке. До пандемии считалось, что таковых 20-30 тысяч, но цифра, по большому счету, была взята «с потолка».
Законопроект предусматривает, что реестр будет функционировать в виде подсистемы Единого федерального реестра туроператоров и вести его также будет Ростуризм за счет бюджетных средств.
Ко второму чтению законопроект планируется обсудить на заседании профильного комитета Госдумы 16 февраля, на рассмотрение палаты он может быть вынесен 10 марта.
Генеральный директор компании «TUI Россия» Тарас Демура считает, что предложенная поправка не защитит туриста, а вызовет обратный эффект, который негативно отразится на отрасли. Например, это может стать поводом для создания «пирамид» и мошеннических схем недобросовестными участниками рынка.
«В практике каждого туроператора были ситуации, когда к нему обращались туристы прекратившего деятельность агентства. И далее выяснялось, что клиенты оплатили тур полностью, а агентство полученные деньги оператору не перевело или, в лучшем случае, внесло предоплату», – сказал RATA-news Тарас Демура.
Он отметил, что в статье 10.1 отраслевого закона прописано обязательство турагента о передаче денежных средств за турпакет туроператору, если иной порядок оплаты не предусмотрен договором между турагентом и туроператором. Кроме того, турагент по закону должен нести ответственность перед туристом за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей, предусмотренных договором о реализации турпродукта.
«Если законодатели хотят защитить права туристов, им следует не перекладывать ответственность на туроператоров, а усилить контроль за деятельностью турагентов и ужесточить ответственность для недобросовестных компаний, – продолжает г-н Демура. – Тем более что в ситуациях, когда турагент незаконно присваивает деньги клиентов, туроператор также является пострадавшей стороной, несет репутационные потери».
Как считает Тарас Демура, в случае принятия поправки туроператоры могут создавать барьеры, отсекающие слабые турагентства, например, вводить депозиты. И соответственно развивать каналы прямых продаж, чтобы не нести дополнительные убытки. «В результате, агентства, с которыми туроператоры не заключат договор, будут вынуждены уходить с рынка, их сотрудники пополнят ряды безработных. С одной стороны, это ускорит переход в онлайн, с другой – в небольших городах может не остаться ни одного турагентства, что создаст неудобства для туристов, кто привык покупать путевку в офисе», – подчеркнул глава «TUI Россия».
ПРОФЕССИОНАЛЫ
Виктория Шамликашвили
ITS, генеральный директор
«Петербург рискует потерять репутацию лучшего туристического города России»Геннадий Шаталов
Region PR, председатель правления
«Репутация – это больше, чем пиар и хайп»Марина Розанова
Профкурорт, коммерческий директор
«Наши "заграничные" клиенты мотивируют санатории становиться лучше»Александр Осипов
Ассоциация гидов-переводчиков, экскурсоводов и турменеджеров, руководитель
«С хорошим гидом люди забывают и о продавленной кровати, и что их неважно покормили»Инесса Короткова
Atout France, директор
«Российский турист во Франции – гурман, гедонист и образованный человек»Лидия Гетман
«Лидия Тур», директор
«Я начинала с того, что водила в Оренбурге автобус с туристами»Мария Трофимова
Агентство туризма и продвижения Тюменской области, руководитель
«Тюмень становится термальным курортом европейского уровня»Алексей Ретеюм
«Аптекарский огород», директор
«У меня никогда не было кабинета – для хорошего разговора нужны свободные пространства»Феликс Шпильман
Ostrovok.ru, руководитель
«Большинство партнеров сервиса B2B.Ostrovok – турагенты и тревел-менеджмент компании»Анатолий Гаркушин
«Пантеон», генеральный директор
«Давно планировали заняться российским рынком – и обстоятельства к этому подтолкнули»Юрий Колобов
«Роза Хутор», директор
«Стратегия развития курорта "Роза Хутор" связана с летним туризмом»Александр МЕЩАНКИН
Камчатка, социальный предприниматель
«Активные туры на Камчатку мы организуем даже для людей с ограниченными возможностями здоровья»Алла Беликова
Национальный туристический офис Германии, директор
«Для российских туристов посещение Берлина сродни паломничеству»Ольга ХОТОЧКИНА
Интурмаркет, директор
«"Интурмаркет" делает акцент на турпродукте ручной работы»Артем ЧЕРНЫШОВ
MITT, директор
«Наша задача – сделать MITT в «Крокусе» еще более эффективной площадкой для профессионалов»Наталья КОСЬМИНА
«Семь чудес света», руководитель
«Из-за высокой стоимости услуг в аэропорту Ростова-на-Дону туроператоры сокращают полетные программы»Алла ЦЫТОВИЧ
«Хотел Лофт», генеральный директор
«Мне достаточно зайти в любой хостел, чтобы за минуту понять, во сколько он обходится и сколько приносит»Артур МУРАДЯН
Space Travel, генеральный директор
«Рынок должен вернуться к классическому туроперейтингу»Виктория КИЗИМОВА
«Мой Агент», руководитель
«Бизнесу нужны более гибкие условия для покупки авиабилетов, чем прямым клиентам»Тарас КОБИЩАНОВ
«Русский Экспресс», генеральный директор
«Мы создали инструмент, позволяющий агентству удержать туристов от ухода в самостоятельное плавание»