Доверие агентств к работе через центры бронирования пошатнулось
Туристическая розница, пострадавшая от действий «РоссТура», продолжает получать от своего партнера противоречивую информацию относительного своего будущего. Чего стоит сообщение о слиянии центра бронирования с «Сетью магазинов горящих путевок», с анонсом которого, судя по всему, поторопились.
Как сообщала RATA-news, партнеры «РоссТура» 12 октября получили в личные кабинеты информацию о том, что «СМГП в кратчайшие сроки организует собственный центр бронирования с привычным для агентств интерфейсом, сервисами, отчетностью» и т.п. Рознице предложили «более выгодные условия», а также пообещали, что по 0,5% от каждой забронированной заявки СМГП выделит на покрытие задолженности перед агентством.
Днем в понедельник, 15 октября, сообщение о слиянии в личных кабинетах партнеров «РоссТур» исчезло, но появилась информация о том, что с этого дня ООО «РоссТур» прекращает туроператорскую деятельность.
Предложение перейти в СМГП многие партнеры «РоссТура» восприняли болезненно. «Коллеги говорят, что это плевок в лицо, – прокомментировал директор одного из агентств под вывеской «РоссТур» в Екатеринбурге Сергей Шелест. – Некоторые подсчитали, что будут отбивать убытки 10-20 лет. Это никому не интересно. Турагентов просто пытаются так успокоить – мол, ищем инвесторов, которые закроют долги».
Пострадавшие специалисты говорят, что доверие к схеме работы «турагентство – центр бронирования – туроператор» у них подорвано. Гарантий, что другой партнер будет долго и стабильно работать на рынке, ни у кого нет. Кроме того, розница не услышала никаких официальных заявлений от руководства самой МГП о ситуации.
Агентов, пострадавших от «РоссТур», упрекают, что они сами виноваты в произошедшем – нужно было тщательнее выбирать партнеров, работать независимо по прямым договорам с операторами. Глава Ростуризма Олег Сафонов даже фактически обвинил их в «жадности». Но на профессиональных площадках, где обсуждают проблему, в числе плюсов работы через ЦБ называют удобную облачную CRM, поисковик по всем операторам, автоматические шаблоны документов и многое другое.
К тому же, уверены агентства, никто не застрахован и от проблем конкретных туроператоров. Преимущества прямых договоров – кажущиеся, как сказал один из собеседников RATA-news, так как многие операторы работают через созданные ими же посреднические организации, по сути, тоже через центры бронирования. Один из основных вопросов пострадавших партнеров «РоссТура» – удастся ли вернуть деньги, внесенные после 3 октября повторно агентами или туристами напрямую операторам за свои заявки, по тем письмам на возврат, которые центр бронирования ранее попросил их присылать.
«Прямого ответа на вопрос о погашении долгов нет, – сказал RATA-news глава франчайзингового агентства «РоссТур» из Горячего Ключа Краснодарского края Алексей Коваленко. – По косвенным признакам, денег у компании «РоссТур» нет и не будет, а руководство тянет время. Предложение о переходе в СМГП неоднозначное. Если оно будет сочетаться с погашением долгов «РоссТуром» до перехода, то оно жизнеспособно. Если же долги перед агентами «простят» или переложат в «светлое будущее», оно становится похоже на издевку. Учитывая реалии рынка и шаткость позиций центров бронирования, вероятно, буду дальше работать под собственным именем».
Глава «РоссТура» Александр Недополз сказал, что его компания продолжит турагентскую деятельность. Но вот найдутся ли желающие продолжить сотрудничать с «РоссТуром» как с центром бронирования? В сложившейся ситуации это маловероятно, во всяком случае, агенты такой готовности не высказывают. Поводом для разговора об этом могло бы стать только одно условие – полное погашение долгов перед партнерами.
Анна Вальцева, RATA-news