Интурмаркет с 1 октября

Китайские туристы могут вернуться в Россию уже в апреле 2021 года

Китайские туроператоры полагают, что их клиенты смогут приехать в Россию уже в апреле 2021 года. Российские, в свою очередь, надеются, что туристы из Китая вновь, как это было в 2014 году, «спасут» наш рынок в трудную минуту. Однако к их приему надо подготовиться, учесть ошибки прошлых лет и растущие запросы гостей из КНР.

Не менее важно определиться с оценкой реального социально-экономического эффекта от въездного туризма из Китая в Россию. Сейчас пока единого подхода нет. Эти вопросы обсуждались вчера на первой из серии онлайн-конференций, которые ассоциация «Мир без границ» организует совместно с Всероссийской академией внешней торговли, Минэкономразвития России и Комитетом по развитию туризма Санкт-Петербурга.

В конференции приняли участие представители отраслевых органов управления, профильных подразделений Банка России и Минэкономразвития России, ведущих российских туроператоров, музеев, эксперты Всероссийской академии внешней торговли, РАНХиГС и специалисты из смежных направлений.

Проблемы развития въездного туризма из Китая рассматривались на примере Санкт-Петербурга, одного из самых притягательных для этого рынка туристических направлений в России. Глава городского комитета по развитию туризма Сергей Корнеев считает, что главная особенность китайского рынка не в какой-то особой специфике. «Свою специфику имеет любой рынок – немецкий, финский или китайский, это просто необходимо учитывать в работе, – сказал он. – Главная особенность китайского рынка – в его массовости и быстром росте. С этим вызовом столкнулись практически все страны. При таком турпотоке инфраструктуры просто не хватает».

В прошлом году Россию посетили 1,2 млн организованных туристов из КНР, это на 12% больше, чем в 2018. В первом полугодии 2020 года в Россию прибыло 47,6 тыс. китайских путешественников (-92%).

Санкт-Петербург в 2019 году посетил 1 млн китайских туристов. Как сказала заместитель председателя комитета по развитию туризма города Нана Гвичия, в основном это группы, на вип-сегмент в прошлом году пришлось 10% потока. Средние расходы гостей из КНР в Петербурге выросли за последние пять лет на 21,3%.

Сергей Корнеев не готов говорить об опасности китайского овертуризма в России: и вся страна, и такой большой город, как Петербург, дают возможности для диверсификации потока. «Практически все предложения по России при правильной их подаче положительно воспринимаются гостями из КНР – от северного сияния в Мурманской области до промышленного туризма, который для многих пока еще экзотичен», – пояснил глава комитета.

Директор государственного музея-заповедника «Царское село» Ольга Таратынова также видит выход в распределении турпотока. «В прошлом году наш музей посетило 4 млн гостей, из них на туристов из Китая пришлось не менее половины. И мы сначала честно пытались всех принять, по старинке удлиняя часы работы, вводя разного рода дополнительные возможности, но волна нас все равно захлестывала, – рассказала она. – В итоге мы поняли, что страдает качество, и все это неправильно. Этим должно заняться государство – освободить одни музеи от сверхнагрузки и рекламировать другие, очень интересные, которых в городе немало».

По словам г-жи Таратыновой, китайский групповой туризм меняется: пять лет назад это были эконом-группы, которые требовали и такого же обслуживания, а сейчас в музеях видят все чаще средний класс, людей с другим уровнем образования и запросов. «Не исключаю, что на подходе и премиум-туристы из Китая», – говорит эксперт. Сергей Корнеев считает, что именно этой категории туристов будут интересны электронные визы, которые начнут выдавать в России с 1 января 2021 года.

Представитель ассоциации «Мир без границ» в Китае Александр Фолько согласен, что премиум-сегмент в китайском потоке в Россию может подрасти. Но только электронных виз для них мало, эти люди должны понимать, почему они едут в какую-то конкретную страну, что они там увидят. «Надо повышать узнаваемость России на международном туристическом рынке, одни только баннеры не помогут. Мне кажется, стоит активнее сотрудничать с киноиндустрией Китая, снимать фильмы о России, это может сработать», – пояснил г-н Фолько.

Сейчас в китайском туризме в Россию выделяются три четких группы. Первую составляют люди старшего поколения, которые помнят СССР, вторую – молодежь, выбирающая туры в Европу в комбинации с Россией. Обе эти группы покупают продукты из ассортимента турфирм. Третья – вип-туристы, которые сами определяют, куда и как ехать

Санкт-Петербург, по словам г-на Фолько, правильно продвигается на китайском рынке, городские жители о нем точно знают и готовы ехать. «Но рекламирует он действительно те музеи, которые, как мы услышали, столкнулись с овербукингом. Может, действительно, стоит уже переориентировать поток?» – говорит он.

По словам Ли Ян, директора по продукту китайской компании U-Tour, крупного поставщика туристов в Россию, сейчас сюда едут люди моложе 60 лет. Большой всплеск интереса отмечен после ЧМ-2018 по футболу, когда китайцы стали целенаправленно спрашивать Калининград, Волгоград.

Электронная виза китайцами будет востребована, уверена Ли Ян. Но, скорее всего, семьями, небольшими компаниями, так что под них надо будет подкорректировать инфраструктуру приема – предоставлять микроавтобусы, более качественных гидов. Для этой категории туристов, считает эксперт, профессиональных гидов, например, в Петербурге не хватает.

В среднем расходы китайских гостей в России на сувениры и другие покупки составляют 16 тыс. рублей. «Но, думаю, после пандемии интерес к магазинам и покупкам упадет. Стоит ждать оживления лечебного и экологического туризма из Китая. Мы рассчитываем, что с учетом нынешней картины с коронавирусом китайские туристы смогут приехать в Россию в конце апреля», – сказала Ли Ян.

Управляющий директор компании «Тари-Тур» Игорь Кузьмин уверен, что в наступающем году китайцы помогут нам восстановить въездной туризм: «Вновь нас спасут, как это было уже в 2014 году после введения санкций. Вот об этом надо говорить. А у нас в последнее время много разговоров об убыточности китайского потока. Это не так. У него есть минусы – гиды и магазины, которые используют серые схемы. Но плюсов гораздо больше. Все гостиницы, туроператоры, транспортные компании платят налоги. Каждый третий постоялец в гостиницах – китаец».

Председатель совета ассоциации «Мир без границ» Иван Введенский подытожил встречу: «Мы впервые собрались таким широким составом, чтобы обсудить проблемы развития китайского туризма. Ответы получены далеко не на все поставленные вопросы. И, наверное, не Zoom должен объединять профессионалов для обсуждения», – сказал он.

По его словам, в Ростуризме есть межведомственная комиссия по китайскому рынку, которую надо расширить и настроить на работу. «В любом случае, работе с китайским потоком необходимо сейчас придать системный характер. Возможности есть. «Мир без границ» – коллективный член Российского союза туриндустрии, а в РСТ есть комитет по въездному туризму. Это готовая площадка для работы», – сказал г-н Введенский.

Светлана Ставцева, RATA-news