Интурмаркет с 1 октября

Тон задают принимающие компании

В Центре подготовки кадров «Персонал» ОАО «ММК» (Магнитогорск) при поддержке ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат» и Комитета Госдумы РФ по экономической политике, предпринимательству и туризму состоялась научно-практическая конференция, посвященная проблемам развития туризма на Южном Урале. Приветствие участникам конференции направил заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по экономической политике, предпринимательству и туризму Юрий Барзыкин.

В первый день на конференции обсуждались вопросы современного состояния и перспективы развития туристической отрасли России и Уральского региона. На второй день прошли семинары «Стандарты качества санаторно-курортных и туристических услуг», «Маркетинг и инновации турбизнеса», «Способы достижения коммерческих целей предприятиями туриндустрии».

Мероприятие собрало более 50 представителей турбизнеса Магнитогорска, Челябинска, Екатеринбурга и Республики Башкортостан. С докладами на пленарном заседании выступили директор по персоналу и социальным программам ОАО «ММК» Александр Маструев, президент Российского союза туриндустрии Сергей Шпилько, вице-мэр Магнитогорска Александр Аляев, ректор сочинского Института повышения квалификации руководящих работников и специалистов курортного дела Виктор Криворучко, начальник Главного управления по физкультуре, спорту и туризму Челябинской области Владислав Беседин, генеральный директор «Челябинсккурорта» Сергей Булатов, директор специализированного природно-ландшафтного и историко-археологического центра «Аркаим» Геннадий Зданович, директор экологического объединения «Тенгри» Александр Гончаров, главные врачи и директора санаториев «Янгантау», «Красноусольск», «Юбилейный», «Урал», «Увильды», «Кисегач» и др.

«Прошедшая конференция – одно из самых интересных мероприятий, в которых мне довелось участвовать в последнее время, - рассказал RATA-news Сергей Шпилько. - Она наглядно продемонстрировала значительные достижения в развитии туристической инфраструктуры Южного Урала». По мнению г-на Шпилько, выступления многих участников убедительно свидетельствуют, что Южный Урал формируется как многоплановое перспективное туристическое направление – и горнолыжное, и спортивное, и экологическое, и приключенческое, и, разумеется, санаторно-курортное. Причем в развитие соответствующей инфраструктуры вложены и уже весьма и весьма значительные средства. И, несмотря на солидный выездной потенциал того же Магнитогорска, где открыты уже около десятка филиалов московских турфирм, тон на этом рынке задают местные компании, располагающие собственной базой для приема туристов.

Сдерживает развитие этого процесса, как обычно на внутреннем рынке, прежде всего, недешевый перелет. «Также дает о себе знать дефицит кадров, о котором говорили большинство участников конференции, - продолжает Сергей Шпилько. - Хотя не могу не отметить, что сами выступления, причем не только директоров предприятий туриндустрии, но и руководителей «ММК» и города Магнитогорска, носили в высшей степени профессиональный характер. Такое впечатление, что эти люди знают проблемы туристической отрасли в деталях».

Кроме того, считает президент РСТ, серьезной проблемой является нескоординированность действий соответствующих субъектов федерации по развитию Южноуральского туристического комплекса. С одной стороны, честь и хвала руководству Башкортостана за то, что республика сумела создать мощный санаторно-курортный комплекс. А с другой – непонятно, почему башкирские санатории не платят налог на землю, что само по себе, конечно, хорошо, а, например, санаторий «Юбилейный», тоже находящийся на территории Башкорстостана, платит эти налоги сполна. Недружественно как-то по отношению к внешнему инвестору – Магнитогорскому металлургическому комбинату.

И нельзя, конечно, не согласиться со многими выступавшими на конференции в том, что Южному Уралу необходим свой туристический бренд и кооперация средств на уровне региональных бюджетов по продвижению его на внутреннем и внешнем рынках. Пока, например, в новом издании фотоальбома-каталога Just Russia, выпускаемом Российским союзом туриндустрии, уральский раздел оказался представлен только благодаря участию в проекте башкирской компании «Тенгри» - динамично развивающейся, но далеко не самой крупной на этом рынке.

РСТ, со своей стороны, готов способствовать продвижению новых туристических направлений, будь то Южный или Северный Урал, Югра, Горная Шория, Якутия, Чукотка и т.д. «Еще восемь лет назад в решениях прошедшего в Сочи 1-го Всероссийского туристического форума было записано, что в России нет мест, неблагоприятных для развития туризма, а есть разное к нему отношение, - говорит Сергей Шпилько. – Для нас это не красивая риторика, а руководство к действию. Но только усилиями туриндустрии такие задачи не решаются. И здесь мы вновь сталкиваемся с проблемой, о которой в сентябре прошлого года говорилось на Дальневосточном туристическом форуме в Хабаровске: необходимы совместные усилия регионов по созданию и продвижению таких брендов как «Русский Север», «Российский Дальний Восток», «Большая Волга», «Кавказ гостеприимный» и тот же «Южный Урал».

И последнее. Сергей Шпилько убежден, что югу Урала, да и многим другим внутрироссийским направлениям, остро не хватает таких автобусных маршрутов, как «Саянское кольцо» в Красноярском крае. С учетом многообразия объектов показа, природного, культурного наследия, а также уже существующих дорог и средств размещения эти маршруты могут быть не только хорошо востребованы на рынке, но и стать своего рода цементирующим звеном в формировании местного многогранного турпродукта.