Интурмаркет с 1 октября

Продажи туров по России составят не более 70% от прошлогодних показателей

Объемы внутреннего туризма по итогам 2020 года достигнут примерно 70% от показателей прошлого года, считает генеральный директор компании «Алеан», председатель Комиссии по внутреннему туризму РСТ Илья Уманский.

«Было бы заблуждением в этом году рассчитывать на экстра-результат по внутренним путешествиям. Но по сравнению с выездным туризмом мы гораздо в лучшем положении – можем развиваться и двигаться дальше, – подчеркнул он во время встречи с журналистами. – Отрасль жива, несмотря на критическую ситуацию, сложившуюся к началу апреля, когда деятельность турбизнеса была парализована. Тогда без работы и понимания дальнейших перспектив осталось порядка пяти миллионов человек».

Г-н Уманский напомнил, что огромное количество туристов в одночасье захотели получить деньги за несостоявшиеся туры. По его оценкам, в качестве аванса за предстоящий летний сезон в России к началу весны туристы заплатили до 10 млрд рублей. Примерно половина этих денег была им возвращена, оставшаяся часть пошла в счет перенесенных туров. «Только «Алеан» вернул полмиллиарда рублей», – уточнил он.

Среди минусов сезона г-н Уманский упомянул дефицит мест в курортных отелях и, как следствие, повышение цен. По его мнению, только 10% номерного фонда в России составляют качественные средства размещения. На их долю и приходится основной спрос и именно они поднимали цены. В то же время он опроверг устоявшееся мнение, что отдыхать в России дороже, чем за рубежом: «Если сравнить гостиницы из этих 10% с аналогичными зарубежными объектами, то да, мы, скорее всего, проиграем по ценам. Но большинство россиян выбирают дешевые гостиницы. Так дешево, как в России, за границей отдохнуть невозможно». Илья Уманский также отметил снижение уровня сервиса, связанное с явной нехваткой персонала. Средства размещения просто не успели провести подготовительную работу по найму сезонных работников. К тому же многие отказались ехать на заработки всего на два-три месяца вместо прежних пяти.

В числе позитивных факторов он назвал снижение среднего тарифа авиаперевозчиков на 30-35%, а также тренд на новые направления и форматы отдыха. Россияне, не дожидаясь открытия границ, поехали осваивать дальние локации в своей стране, к примеру, плато Путорана, долину гейзеров на Камчатке, активнее стали брать винные туры, парусные регаты, фитнес- и йога-туры и т.д.

В топ-10 летних направлений «Алеана» вошли Сочи (30%), Крым (19%), Анапа (18%), Кавминводы (12%), Геленджик (6%), Туапсе (1,5%), Подмосковье (1,4%), Калининград (1%), Белокуриха (0,8%), Санкт-Петербург (0,6%). Впрочем, по каждому из этих направлений зафиксировано падение загрузки по сравнению с прошлым годом. Более всего просел Санкт-Петербург – на 74%, Кавминводы – на 44%, Белокуриха – на 33%, Подмосковье – на 31%, Анапа – на 27%, Туапсе – на 27%, Геленджик – на 22%, Сочи – на 18%, Калининград – на 12%, Крым – на 8%. «Отсутствие иностранных туристов в Питере можно было бы заместить россиянами, но музеи оставались закрытыми. То же самое в Кавминводах – курорты открыли, но без общественных парков и бюветов. В спросе были только санатории с большой территорией и собственным бюветом», – заметил г-н Уманский.

Средний чек на двоих по курортам Краснодарского края составил от 71 тыс. до 79,3 тыс. рублей, Крыма – от 59,8 тыс. до 76 тыс. рублей, Кавминвод – от 74,8 тыс. до 77, 5 тыс. рублей. В недельную путевку включены авиабилет, трансфер, проживание и трехразовое питание. «Самый дорогой тур нам удалось продать в крымский отель «Мрия». За проживание на двоих в течение 19 ночей, перелет бизнес-классом и индивидуальный трансфер туристы заплатили более миллиона рублей. А самый дешевый тур продали в Анапу. Два дня и одна ночь в гестхаусе обошлись туристам в 1,5 тысячи рублей на двоих», – рассказал глава компании.

Он добавил, что в этом сезоне на 15% увеличилась доля клиентов, которые поехали на курорты на автомобиле, это около половины всех туристов оператора. Подавляющее большинство отдыхающих выбрали отели 3-4*.

В прогнозах на будущий год Илья Уманский исходит от того, что международный туризм будет восстанавливаться довольно долго. Поэтому россияне уже начинают планировать летние отпуска на внутренних направлениях. В «Алеане» сейчас фиксируют увеличение доли раннего бронирования на следующий год более чем на 80%. «Дефицит качественного номерного фонда формирует тренд на более ранние продажи. Туристы, не получив в этом году возможности поехать туда, куда они хотели, начинают бронировать туры по России раньше, чем год назад. Это касается и новогодних дат, по которым спрос на 50% выше, чем в прошлом году. В то же время в текущем сезоне на глубину практически не бронировали, лето прошло с очень короткими продажами», – уточнил он.

Наталья Панферова, RATA-news