Пегас с 18 октября

МЭРТ требует от «Аэрофлота» гарантий покупки самолетов Ил-96

Минэкономразвития предложило «Аэрофлоту» заключить с государством новое инвестиционное соглашение – взамен тех, по которым в 1998-1999 годах авиакомпания получила право на беспошлинный ввоз иностранных самолетов. Согласно проекту нового соглашения, «Аэрофлот» обязан будет до 2010 года вложить в приобретение шести самолетов отечественного производства $401,8 млн. без учета НДС. Официального ответа на это предложение «Аэрофлот» пока не дал.

Согласно соглашениям между Министерством экономики России и «Аэрофлотом» от 15 июля 1998 года и 26 ноября 1999 года, авиакомпания получила право на беспошлинный ввоз иностранной авиатехники в обмен на обязательство вложить сэкономленную на пошлинах сумму в покупку самолетов отечественного производства. Во исполнение этих соглашений «Аэрофлот» заключил с лизинговой компанией «Ильюшин Финанс Кº» контракт на поставку шести пассажирских лайнеров Ил-96-300. Этот контракт до сих пор не выполнен, и стороны в настоящее время спорят в арбитраже о том, сохранил ли этот документ юридическую силу.

Как стало известно «Времени новостей», 3 сентября и.о. директора департамента инвестиционной политики МЭРТ Дмитрий Левченков направил в «Аэрофлот» проект «соглашения о замене обязательств», который предусматривает (как это следует из заголовка документа) замену обязательств авиакомпании по всем предыдущим соглашениям и контрактам на обязательство приобрести на условиях лизинга шесть грузовых самолетов Ил-96-400Т. Поставка этих самолетов должна быть осуществлена двумя партиями по три лайнера каждая в 2008 и 2010 годах. Собственно, контракт на поставку такого количества Ил-96-400Т на таких условиях «Аэрофлот» уже подписал с ИФК в июне этого года. Как сообщил вчера «Времени новостей» пресс-секретарь ИФК Андрей Липовецкий, авиакомпания уже перечислила аванс под эту сделку, а сборка заказанных грузовых самолетов началась на авиазаводе ВАСО в Воронеже.

Однако ответа на просьбу МЭРТ «оперативно рассмотреть и в возможно короткий срок представить» предложения по оформлению на основе этого контракта нового инвестиционного соглашения с государством «Аэрофлот» пока не дал. Пресс-служба авиакомпании вчера не смогла ничего сообщить «Времени новостей» о том, как руководство компании воспринимает идею МЭРТ о «замене обязательств». На вопрос о том, сколько именно средств авиакомпания сэкономила благодаря освобождению от таможенных платежей, пресс-секретарь «Аэрофлота» Ирина Данненберг сказала, что такие цифры официально никогда не разглашались.

Тем не менее примерные оценки, опубликованные в открытой печати еще в 2005 году, говорят, что эта экономия составила порядка $400 млн., то есть практически такую же сумму, какую предусматривает проект нового инвестиционного соглашения. Не исключено, что от подписания этого документа «Аэрофлот» удерживают заложенные в проекте строгие штрафные санкции. В версии МЭРТ будущее соглашение должно содержать статью о том, что при неисполнении авиакомпанией своих обязательств по осуществлению инвестиций она «в трехмесячный срок перечисляет в федеральный бюджет» все сэкономленное на пошлинах плюс «проценты в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ за каждый день пользования данной льготой». В 1999 году, когда освобождение «Аэрофлота» от пошлин вступило в силу, ставка ЦБ равнялась 55% годовых. Хотя с тех пор она снизилась до нынешних сравнительно скромных 10%, в случае срыва сделки по Ил-96-400Т пеня может составить астрономическую сумму, значительно большую, чем исходная стоимость контракта в $400 млн.