«Кажется, что сфера гостеприимства движется вниз, но это не так – она уже на дне»
Вчерашнюю встречу отраслевых предпринимательских объединений, которая прошла в московском региональном отделении «Деловой России», можно назвать уникальной. Для выработки предложений по государственной поддержке сферы гостеприимства за круглым столом собрались представители организаций не только конкурирующих между собой, но в какой-то степени даже антагонистов. Но в условиях беспрецедентного кризиса в индустрии гостеприимства они были единодушны – действовать надо сообща и безотлагательно.
Основное внимание было уделено ситуации в гостиничном хозяйстве. Как сказал председатель Комитета по индустрии гостеприимства МРО «Деловая Россия» Игорь Лаврик, если год назад в марте загрузка отелей составляла 80%, то сейчас – не более 10-15%, а это – нижний порог убытка. Тарифы на проживание в московских отелях 3-4*, которые специализировались на туристах из азиатских регионов, упала из-за вируса минимум на 30%. Руководители гостиниц вынуждены сокращать издержки и отправлять персонал на вынужденные каникулы за свой счет или проводить сокращения.
Глава Российской гостиничной ассоциации (РГА) Геннадий Ламшин сообщил, что хуже всего ситуация на Дальнем Востоке, где идет массовая отмена бронирований и никакого спроса. Там уже минимум две недели идет увольнение персонала.
В Санкт-Петербурге и Москве падение загрузки отелей в марте этого года превысило 50%. По итогам февраля и марта ежемесячные убытки большинства отелей в среднем на 100 номеров превысят 3 млн рублей. Прошли массовые отмены бронирования номеров на апрель, причем отменяются, прежде всего, групповые заезды иностранных туристов и детских групп.
РГА разработала меры финансовой поддержки гостиниц, санаториев, пансионатов и других средств размещения и 16 марта направила их в правительство РФ, Минэкономразвития и Ростуризм.
«Я согласен с прогнозом, что исходить сейчас надо из пессимистического сценария развития событий и готовиться к тому, что индустрия окажется в состоянии фактического бездействия, как это происходит сейчас во многих странах Европы, – заметил почетный президент Российского союза туриндустрии (РСТ) Сергей Шпилько. - Поэтому мы подготовили обращение ко всем, кто работает в индустрии туризма и гостеприимства», – сказал он.
По словам президента РСТ Андрея Игнатьева, сейчас союз считает своей задачей сбор конкретной информации о ситуации на рынке и ее анализ для решения возникающих проблем. «Вместе с Ростуризмом и «Турпомощью» мы создали горячую линию для турбизнеса. На основании поступающих сообщений мы составляем письма в адрес правительства и других инстанций. Некоторые пункты наших предложений уже реализованы, например, освобождение туроператоров до конца года от уплаты взносов в резервный и персональный фонды», – сказал г-н Игнатьев.
Управляющий партнер компании Orchestra Hotels & Resorts Наталья Изюмова подтвердила, что спрос на лето есть, но он встречает неоднозначное отношение самих отельеров. «У нас есть гостиницы на юге, но мы стараемся не брать предоплату, не подтверждаем брони, поскольку не знаем, что будет дальше, не введут ли карантин и на российских курортах», – размышляет она.
Г-жа Изюмова также не уверена в отложенном спросе, потому что вынужденные простои, сокращения лишат людей денег. «И доживут ли отели до этого светлого времени, непонятно. Сейчас надо оплачивать коммунальные услуги, налоги, выдавать зарплату. Это колоссальная нагрузка, а отели стоят пустые. Например, из 200 мест занято лишь 20, а освещать, обогревать приходится всю гостиницу. Нас пугает неопределенность ситуации и реакции властей», – сказала Наталья Изюмова.
Генеральный директор гостиницы «Балчуг Кемпински» Александр Бобылев уверен, что нынешние сложности отелей – результат не столько вируса, сколько нерешенных вовремя отраслевых проблем. «Фактически гостиничный рынок так и не смог восстановиться после 2014 года. К моменту выхода на сцену коронавируса он уже переживал серьезные проблемы, – сказал эксперт. – По данным семи пятизвездочных отелей в центре Москвы, падение загрузки с 1 по 17 марта составило 40%. Доходность на номер упала за март на 37%, а в апреле спад может достичь 70%».
Александр Бобылев согласился с коллегами, которые сомневаются в отложенном спросе. «Вряд ли он будет высоким и быстрым. С другой стороны, мы полагаем, что вторая половина года не будет такой разрушительной, как первая», – заметил он. По его оценке, доходность на номер по итогам года снизится на 40%. Пятизвездочным отелям пережить это под силу, другим – сложнее, именно поэтому меры поддержки должны выглядеть по-разному для разных категорий гостиниц.
В качестве универсальных мер поддержки г-н Бобылев предложил остановку действия классификации. В нынешних условиях поддерживать уровень будет сложно всем, так как отели начнут отказываться от каких-то услуг, например, закрывать бассейны. Надо также отменить плановые и внеплановые проверки гостиниц, так как это требует дополнительного персонала, а уже начался процесс его сокращения.
По словам Александра Бобылева, московские власти уже провели встречу с отельерами. «12 марта на совещании в правительстве Москвы мы представили свои проблемы и предложения. Осталось ощущение, что власти хотят помочь, но не видят реальных масштабов кризиса в нашей сфере. Им кажется, что мы движемся вниз, но это не так – мы уже на дне. В любом случае, обратной связи мы пока не получили», – сказал он.
Светлана Ставцева, RATA-news