Интурмаркет с 1 октября

Магазины для китайских туристов освобождают помещения

На Фрунзенской набережной в Москве вакансия в помещениях стрит-ритейла достигла как минимум 50%, сообщила замдиректора этого направления компании Knight Frank Ирина Козина. Здесь с 2017 года развернулась нацеленная исключительно на китайских туристов торговля ювелирными изделиями, янтарем и сувенирами и пр.

По данным Knight Frank, еще в 2019 году эти объекты занимали до 30% всех помещений на набережной. Половина из них уже покинула помещения после того, как российские власти сначала наложили мораторий на безвизовый въезд для путешественников из КНР, а с 20 февраля запретили гражданам Китая въезд в Россию из-за пандемии Covid-19, сообщила г-жа Козина.

В частности, нового арендатора ищут владельцы помещения, где располагалась «Дружба», позиционировавшаяся как частная картинная галерея, – один из крупных объектов, работавших только с организованными группами из Китая. Источник “Коммерсанта”, управлявший одним из магазинов на Фрунзенской набережной, говорит, что не смог договориться об арендных каникулах с собственником помещения и был вынужден съехать.

В 2019 году Центральный банк назвал китайских туристов лидерами по совокупным расходам в стране: за первые три месяца минувшего года, по подсчетам ЦБ, они потратили в РФ $264 млн. Таким образом, годовой объем трат можно оценить более чем в $1 млрд.

Текущий уровень вакантности на Фрунзенской набережной заметно превышает средний показатель для Москвы. По подсчетам консалтинговой компании JLL, в основных торговых коридорах города в первом квартале 2020 года вакантность была 9,9% против 9,1% кварталом ранее. На фоне кризиса доля свободных помещений во втором квартале может вырасти еще на 2-3%.

Руководитель департамента торговой недвижимости компании Cushman & Wakefield Оксана Мостяева утверждает, что закрытие точек связано не только с пандемией, но и с многочисленными жалобами местных жителей на нескончаемый поток китайских туристов класса «средний минус». «Была поставлена задача о переносе этой инфраструктуры в любое другое место в Москве с условием, что оно будет иметь транспортную доступность, подъездные пути и достаточную вместительность», – рассказывает г-жа Мостяева.

По ее словам, пока такое место не найдено. В Knight Frank считают, что теоретически такие магазины могут расположиться в районе Поклонной горы: там есть остановки для автобусов, а место пользуется популярностью среди туристов.

В компании R4S (занимается продажей и арендой коммерческой недвижимости) считают, что происходящие сегодня процессы кратковременные, а в среднесрочной перспективе уход китайских туристов значительно не изменит общую картину Фрунзенской набережной. Как и прежде, превалировать будут арендаторы торговой недвижимости, деятельность которых связана с продажей люксовой мебели, отделочных материалов, деталей интерьера и антиквариата, полагают там. Руководитель группы стрит-ритейла «Магазина магазинов» Юлия Корчагина добавляет, что для обычных магазинов на этой улице слишком небольшой и пешеходный трафик, и автомобильный – из-за неудобного подъезда.