Пегас
RATA-news в Telegram-----------------RATA-news в Telegram-----------------

Сельский туризм обретает законные черты

Поводом для проведения круглого стола «Новые идеи для нового времени: сельский туризм» стали принятые Госдумой поправки в законы «Об основах туристской деятельности в РФ» и «О развитии сельского хозяйства». На встрече обсуждались вопросы организации и развития этого сегмента туристической отрасли. Организатором выступил научный центр изучения проблем сельских территорий при Минсельхозе России при поддержке рабочей группы РСТ по сельскому туризму.

Заместитель директора департамента развития сельских территорий Минсельхоза Рената Бибарсова отметила, что новым законом закреплено исключительное право сельскохозяйственных товаропроизводителей на деятельность в сфере сельского туризма. По ее словам, в ближайшее время будут приняты дополнительные нормативные акты – правила осуществления этой деятельности, требования к средствам размещения, меры государственной поддержки. «Сейчас ведется диалог с органами власти по поводу разрешения строительства объектов размещения на землях сельхозназначения. Также мы получили ряд предложений от фермеров и мелких товаропроизводителей включить выручку от сельского туризма в общий объем выручки от сельскохозяйственной деятельности, чтобы они не теряли права на господдержку», – рассказала Рената Бибарсова.

С 2022 года малые товаропроизводители смогут получить гранты на реализацию проектов по агротуризму: в зависимости от объемов средств, которые фермер готов вложить в проект, сумма составит от 3 до 10 млн рублей. В дальнейшем наиболее интересные проекты будут тиражироваться в регионах.

Запланирована разработка методик формирования сельских маршрутов, включение событийных мероприятий на сельских территориях в календарный план региона. «Будущее агротуризма связано с развитием инфраструктуры и благоустройством, поэтому планируем включать амбициозные проекты в комплексную программу развития сельских территорий», – подчеркнула г-жа Бибарсова.

Директор центра инициатив по развитию туризма, экологии и климату Агентства стратегических инициатив (АСИ) Ольга Захарова заметила, что сейчас растет спрос на необычные услуги, аутентичность. Среди прочего, более 60% российских туристов хотели бы получать рекомендации по направлениям, где прирост турпотока может позитивно сказаться на местном сообществе. Растет и число туристов, желающих отдохнуть на отдаленных территориях, почувствовать себя местным жителем, попробовать подоить козу, собрать стог сена и т.д. Г-жа Захарова пригласила слушателей к участию во всероссийском проекте по созданию концептуальных маршрутов «Открой свою Россию», недавно запущенном АСИ.

В круглом столе участвовали и представители банковского сектора. В частности, Россельхозбанк представил первый в России агрегатор сельского туризма «Свое. За городом» и программу привлечения фермеров к сотрудничеству.

Как отметил основатель и президент фонда «Русские фермы», председатель правления Национального союза производителей молока Андрей Даниленко, в Евросоюзе более 30% дохода фермерские хозяйства получают от различного рода туристических услуг. «Считаю, что у нас в этом плане большой потенциал, россияне получат фантастический отдых», – уточнил он и пригласил к выступлению фермеров, уже имеющих опыт приема туристов. Свой турпродукт представили частные подмосковные предприятия: глэмпинг «Российские альпаки», ферма «Веселая корова», конно-спортивный клуб «Воронцово» и ферма «Былинкино».

Руководитель рабочей группы РСТ по винному туризму Елена Порман сообщила, что в союзе также создана и рабочая группа по сельскому туризму. «Работая с нашими винными производителями на юге России, мы видим, что одной из основных задач развития сельского туризма является налаживание эффективного взаимодействия между фермерскими хозяйствами и турбизнесом, чтобы у сельхозпроизводителей было понимание специфики создания и ведения туристических проектов», – сказала она. И рассказала, какие возможности дает агротуризм фермерскому хозяйству. Прежде всего, это мощный канал прямых продаж и продвижения продукции, формирование лояльных покупателей. Также развитие сельского туризма дает новые навыки в управлении и коммуникациях, предпринимательстве, расширяет рамки сезонности, помогает создавать комплексные туры, привлекая внимание к местным традициям и культурно-историческому наследию, что способствует укреплению идентичности региона.

«Помимо экскурсий на ферму можно предложить оздоровительные и спортивные услуги, например, сейчас в моде йога на виноградниках. Туристам интересны трекинги по окрестностям, мастер-классы по приготовлению еды из локальных продуктов, событийные и гастрономические мероприятия. Расширение предоставляемых услуг, налаживание партнерства с другими хозяйствами и объектами региона позволяет формировать программы выходного дня и многодневные туры», – уточнила Елена Порман. Рабочая группа вместе с Минсельхозом планирует проводить «Школы гостеприимства» для фермеров и регулярные вебинары по актуальным вопросам развития туризма на сельских территориях.

Туроператорам тоже дали слово. Руководитель отдела маркетинга сочинской компании «Ривьера» Анна Яшина объяснила, почему фермерам полезно сотрудничество с турбизнесом: «Мы работаем с фермерскими хозяйствами в Краснодарском крае, Ростовской области и Крыму, всегда заранее составляем и согласовываем программы, иногда на год вперед. Для начала взаимодействия много не надо, только обучить несколько сотрудников и поставить туалеты. И, конечно же, необходимо официально оформить свою деятельность». А чтобы ферма была интересна для посещения, нужно показывать не только хозяйство, но и еще, например, открыть небольшой музей, устраивать дегустации, гастрономические обеды. Тогда туристы будут возвращаться и рекомендовать место друзьям.

В конце мероприятия Александра Никанорова из АНО «Институт комплексного развития регионов» объявила результаты экспресс-анкетирования, проведенного во время круглого стола. Участие в нем приняли 25 человек, из них 32% уже имеют проект в сфере агротуризма, 16% – вынашивают такую идею или проект находится в начальной стадии разработки. Также участников спрашивали о том, какие образовательные направления им интересны. На первом месте – это пункт отметил 21 человек – меры господдержки в сфере сельского туризма. Вторую позицию поделили нормативно-правовая база развития сельского туризма и вопросы по сотрудничеству с турбизнесом и гидами по организации туров. И третье – вопросы, связанные с финансово-экономическим обоснованием проектов сельского туризма.

Наталья Панферова, RATA-news