Travelport с 25 октября

AiRUnion предложил открыть небо России для иностранных авиакомпаний

Впервые российская авиакомпания выступила за открытие российского воздушного пространства для иностранных перевозчиков. Как стало известно РБК daily, менеджмент AiRUnion направил соответствующее письмо в Минтранс. По мнению руководства российского альянса, таким образом будет решена проблема дефицита провозных емкостей внутри страны.

На сегодняшний день в России действуют четыре режима «свободы воздуха» из восьми. Иностранные перевозчики имеют право на транзитный беспосадочный пролет, могут приземлиться без принятия на борт или высадки пассажиров и багажа, а также осуществлять прямые рейсы в Россию и за рубеж. Четыре остальные «свободы» Россия не приняла. Из-за этого иностранные компании не могут обслуживать внутренние рейсы в РФ, забирать транзитных пассажиров внутри страны и предлагать рейсы в третьи страны без посадки в стране регистрации.

Как говорится в письме, подписанном председателем наблюдательного совета AiRUnion Борисом Абрамовичем и направленном заместителю министра транспорта Александру Мишарину, Минтрансу нужно разработать механизм временного допуска иностранных авиакомпаний на российский рынок по 5-й, 6-й, 7-й и 8-й «свободам воздуха». Впрочем, послабление должно коснуться не всех западных авиакомпаний. Главный критерий допуска: их технологическая и коммерческая интеграция с российскими перевозчиками, а также наличие у иностранного авиаперевозчика современного парка воздушных судов. Также немаловажным станет контроль над перевозчиком со стороны отечественной авиакомпании. Если это предложение принять сегодня, то им смогут воспользоваться немецкая Lufthansa и венгерская Malev. Первая формирует партнерство с AiRUnion, а вторая контролируется компанией Абрамовича.

Также в письме предлагается снять таможенные пошлины и налоги на импорт новых самолетов. «Взимание НДС и таможенных пошлин за новые суда делает российскую авиацию заведомо неконкурентоспособной на международном рынке», — отмечается в письме г-на Абрамовича. По расчетам представителей компании, взимание НДС с парка воздушных судов делает перевозчика из Красноярска (базовый аэропорт альянса AiRUnion) на 1% дороже, чем у западных конкурентов, а пошлины увеличивают отставание еще на 6%.

Более того, по прогнозам AiRUnion, в России будет расти дефицит провозных емкостей российских компаний, особенно на внутреннем рынке. «Авиаперевозчики будут вынуждены или откладывать списание старых воздушных судов в ущерб безопасности полетов, или сокращать свое присутствие на большинстве направлений, компенсируя разницу между спросом и предложением адекватным повышением тарифов, что в первую очередь коснется наименее защищенных слоев населения», — говорится в письме.

Российские перевозчики не готовы поддержать это письмо. Гендиректор авиакомпании «Сибирь» Владислав Филев отмечает, что «иностранцы спят и видят, чтобы попасть на наш рынок». По его словам, предполагаемые темпы роста пассажиропотока и экономики страны в целом крайне привлекательны для бизнеса авиаперевозок. «Лоббирование интересов зарубежных конкурентов без предоставления паритетных возможностей за рубежом противоречит национальным интересам России», - сказал он.

 «Западные перевозчики, имея более эффективный парк, поставят в неравные условия российские авиакомпании, которые и таких возможностей не имеют. В первую очередь из-за наличия пошлин», - говорит руководитель пресс-службы «Аэрофлота» Ирина Данненберг.

Распространение режима «открытое небо» на Россию в полном объеме приведет к тому, что многие отечественные перевозчики будут вынуждены уйти с рынка, так как выдержать конкуренцию с иностранными компаниями будут не в состоянии, считает руководитель аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. «Иностранные перевозчики в первую очередь выйдут на наиболее прибыльные направления, где смогут потеснить российских игроков, в том числе предлагая демпинговые цены», — отмечает он.

Впрочем, по словам президента национальной ассоциации транспортного права Бориса Елисеева, возможный отказ от принятия полной «свободы воздуха» будет означать, что Россия не будет бесплатно открывать свое небо.

 Президент Российского союза туриндустрии Сергей Шпилько считает, что с AiRUnion можно согласиться. Хорошо, конечно, что, по словам председателя правления Объединенной авиационной корпорации (ОАК) Алексея Федорова, общий планируемый объем производства и продаж российских самолетов до 2025 года составит $250 млрд. Две трети этой суммы придутся на гражданские и транспортные воздушные суда. Но если уже сегодня не стимулировать обновление авиапарка, например, путем снижения таможенных пошлин и хотя бы предлагаемых AiRUnion мер по либерализации доступа на рынок иностранных авиакомпаний, проблемы «в воздухе» будут только нарастать – и в плане задержки рейсов, и с точки зрения безопасности полетов. И в смысле цен, галопирующий рост которых на мировом рынке в связи с подорожанием авиатоплива удалось предотвратить, по мнению UNWTO, только за счет жесткой конкуренции.

И касается это не только авиации. Та же проблема и с доступом на внутренние водные пути круизных судов под иностранным флагом, и с высокими пошлинами на ввоз туристических автобусов. Кстати, проведенный несколько лет назад Росстатом опрос иностранных туристов в московских аэропортах, показал, что больше всего претензий во время пребывания в России они предъявляют именно к транспортному обслуживанию.