Travelport с 18 января

Сколько надо потратить, чтобы привлечь туристов на глобальном конкурентном рынке?

В 2019 году Турцию посетило 51 млн туристов, а доходы от туризма составили $34 млрд. Турция, По словам министра культуры и туризма Нури Эрсоя, страна планирует в 2020 году принять 58 млн иностранных граждан и увеличить доходы от этой отрасли до $40 млрд, а к 2023 году довести въездной турпоток до 75 млн человек.

Для достижения этих целей власти Турции серьезно наращивают бюджет на продвижение страны. в 2018 году на презентацию туристического потенциала было выделено $18 млн, в 2019 году сумму довели до $75 млн. В 2020 году она вырастет уже до $180 млн, в 2021 – до $200 млн, в 2022 – до $210 млн, а в 2023 – до $220 млн.

По словам генерального директора компании «Дельфин» Сергея Ромашкина, эти данные – информация к размышлению. «Интересно посчитать, сколько Турция собирается тратить на привлечение одного нового туриста. Предположим, что весь бюджет рекламы в 2020 году, то есть $180 млн, пойдет только на новых туристов, то есть на 7 млн человек. Получается по $25,7 на человека», – пояснил он RATA-news. В реальности, полагает эксперт, часть прироста потока в силу инерции рынков достается бесплатно, а новые туристы обходятся дороже.

Траты серьезные, особенно, учитывая, что Турция сейчас на подъеме и очень востребована. «Тем не менее, планируемые турецким правительством рекламные траты близки к цифре $30-40 на человека, которые обычно фигурируют при обсуждении российского въездного туризма в профессиональной среде, – заметил г-н Ромашкин. – Дешевле привлечь туристов на конкурентном глобальном рынке сейчас невозможно. Пока Россия тратит, вероятно, в десятки раз меньше».

Кстати, нам не удалось найти в открытом доступе никаких данных о том, сколько в последние годы тратит Россия на продвижение своих туристических возможностей. Вместе с тем, г-н Ромашкин считает, что в стране на этот счет накоплен успешный опыт: «У нас достаточно кейсов по привлечению иностранных и российских туристов, но они как-то скрыты, и я не уверен, что обобщаются». В частности, надо везде приводить пример Приморского края, который смог довольно быстро и без чрезмерных затрат продвинуть регион и добиться увеличения въезда южнокорейских туристов более чем вдвое. Для этого власти региона привлекли авиакомпании, в том числе и корейские, которые прежде не работали в Приморье и вообще в России. В результате возникшей конкуренции цены на перелеты снизились, что и стимулировало въездной турпоток.

Однако традиционно власти регионов считают самым эффективным участие в ведущих российских и зарубежных выставках. Например, Алтайский край тратит большие средства на привлечение туристов из центральной части России и из-за рубежа, хотя гораздо более серьезную отдачу за меньшие деньги мог бы получить от продвижения в соседних регионах, так как именно оттуда едет 80% всех туристов.

«Очень важно понимать, откуда, кто и зачем едет в конкретный регион», – заметил г-н Ромашкин. Вот бывший мэр Сочи пытался привлечь в город китайских туристов. Но это изначально было обречено на провал, так как у китайцев нет культуры купания в море. «Сама эта традиция – европейская, и возродилась она не так давно, не более 100 лет назад, – заметил эксперт. – Китайцы к ней еще не подтянулись. Они едут за рубеж на известные бренды. Не говоря уже о том, что морских курортов у китайцев поблизости в изобилии, так что Сочи вряд ли их мог заинтересовать».

Светлана Ставцева, RATA-news