Тревелпорт

Крымский сезон, безусловно, успешный, хотя прорывным его не назовешь

Сразу несколько онлайн тревел агентств представили к середине июля статистику бронирований на популярных зарубежных и российских направлениях. Несмотря на некоторое расхождение в цифрах, все отмечают, что спрос на Россию этим летом заметно выше, чем на заграницу. Внутри же страны пальму первенства держит Крым, за ним – Сочи.

В структуре бронирований Biletix с 1 по 31 августа на Симферополь приходится 8,6%, на Сочи – 1,5%, а на остальные восемь стран из десятки самых популярных направлений – менее 5%. На портале Pososhok.ru Симферополь в 2,5 раза опережает Сочи по продажам авиабилетов. По отдельным регионам страны цифры порой просто зашкаливают. Например, в июне из Новосибирска в Симферополь было выполнено 117 рейсов, тогда как в июне 2014 – всего 12, рост составил 841%! Перевезено почти 16 тыс. человек против 1,6 тыс. в июне 2014.

О настоящем ренессансе Крыма говорят и туроператоры. На спрос работают такие факторы, как цена, ограничения на выезд для довольно большой категории граждан. Но, по словам генерального директора компании «Дельфин» Сергея Ромашкина, дело не только в стоимости, а еще в моде и в отложенном спросе. «В прошлом году спрос на Крым был огромный, но многие так и не смогли туда съездить. Сейчас они реализуют эти свои планы». По данным некоторых OTA, в этом году Крым идет активно и как «второй отдых» наравне с поездкой в дальнее или ближнее зарубежье.

Как и прогнозировали операторы, исход сезона в Крыму решила транспортная доступность. В прошлом году именно проблемы с дорогой стали главным препятствием для поездок на полуостров. Морская переправа и перелет не смогли компенсировать железнодорожное сообщение, которое традиционно обеспечивало до 70% всего потока в Крым из России. Сейчас аэропорт Симферополя ежедневно обслуживает порядка двухсот рейсов в день по 40 направлениям, это около 20 тыс. пассажиров. Всего в 2015 году аэропорт Симферополя планирует обслужить не менее 3,5 млн. пассажиров.

Керченской переправой пользуются порядка 30 тыс. пассажиров в сутки. Прошлогодних очередей нет. Если так пойдет и дальше, Крым сможет принять примерно 4 млн. туристов. Все предыдущие годы Крым принимал около 6 млн. туристов в год, граждане России при этом составляли чуть более трети. После присоединения полуострова к России к середине лета-2014 здесь отдохнуло 1,3 млн. человек, к концу августа – около 3 млн. А к середине нынешнего сезона Крым принял уже 2 млн. человек.

То, что люди могут без проблем добраться до места отдыха, решило судьбу сезона, уверены операторы. В компаниях говорят в среднем о 15-20-процентном приросте потока. «Мы сравниваем с докризисным 2013 годом. По отношению к 2014 году рост составил 70-80%. Но такое сравнение некорректно, так как прошлый год был абсолютно провальным», – заметила заместитель гендиректора компании «Роза ветров» Ирина Глазкова. В компании «Алеан», по словам ее коммерческого директора Оксаны Булах, также отличный спрос, и оператор увеличивает квоты мест в популярных отелях. Глубина продаж достигает октября. «В отличие от прошлых лет, отдых в Крыму очень быстро раскупается. Мы обращаемся с заявками к операторам, а на многие даты мест уже нет», – посетовала директор офиса по России компании «Ванд» Ирина Астахова.

По официальным данным, санатории и гостиницы Крыма в начале июля были загружены в среднем более чем на 50% – на 10% больше, чем в то же время год назад. При этом на пяти крупнейших курортах загрузка выше средних цифр: в Саках – 68%, в Бахчисарайском районе – 69%, в Алуште и окрестностях – 56%, в Евпатории – 55%, в Симферополе – 53%. Как сказала RATA-news директор симферопольской компании «Крымтурбюро на Москольце» Ирина Полянская, загрузка некоторых здравниц, например, в Восточном Крыму достигает 80%: «Никакого сравнения с прошлым годом. Востребованы и просто отдых, и экскурсионные программы. Радует, что активно поехали туристы из дальних регионов – Восточной, Западной Сибири, Приморья. Традиционно много отдыхающих из Москвы, Центральной России. Неожиданно слабый поток только из Санкт-Петербурга и Карелии». Активнее мог бы быть и детский поток. «Судя по всему, родители все еще опасаются посылать детей. Однако в рамках федеральной программы «Маршруты памяти» мы приняли уже сотни ребят из самых разных регионов страны», – рассказала она.

Поток украинских туристов, хотя и не иссяк полностью, сегодня минимален. Это, безусловно, создает проблемы крымским операторам. «В прошлом году у нас было падение объемов на 50%, но сейчас очевидно, что российский поток вполне способен компенсировать потерянные рынки Украины и Беларуси», – сообщил RATA-news президент компании «Кандагар» Борис Зелинский. Сергей Ромашкин полагает, что в этом году Крым вряд ли сможет компенсировать падение украинского рынка, но в следующем, при росте числа туристов до 6 млн., – вполне вероятно. Хотя, по его словам, троекратный рост за три года может стать для полуострова непомерной нагрузкой. «Возможно, Крыму и не надо гнаться за большими цифрами. Для любого бизнеса, в том числе туристического и гостиничного, при таком быстром росте иногда важнее взять тайм-аут, сосредоточиться на решении накопившихся проблем, выработать более четкую стратегию, и это станет решающим для дальнейшего развития», – пояснил он.

С притоком российских туристов меняется структура крымских продаж. В компании «Кандагар» традиционно 20% запросов приходилось на бюджетное размещение. «Многие белорусские и украинские туристы останавливались в небольших курортных поселках, в домиках с частичными удобствами. Сейчас они пустуют. Россияне – ни частники, ни организованные туристы – туда не едут», – пояснил Борис Зелинский. Ирина Полянская заметила другую особенность: в отличие от украинских туристов, россияне гораздо активнее ездят на экскурсии. Г-н Зелинский также отмечает, что экскурсионные программы расходятся лучше, чем просто отдых.

Ирина Глазкова полагает, что крымский сезон фактически состоялся: «Я не жду от оставшихся двух месяцев чего-то особенного. Сезон, безусловно, успешный, хотя прорывным его не назовешь. Двойного роста так и не произошло. Очевидно, дело в платежеспособности населения – денег у людей стало меньше». По словам Сергея Ромашкина, сезон на редкость удачный. «80-85% мест «Дельфина» на этот сезон по Крыму уже продано, так что мы свои объемы реализовали. Договоров больше ни с кем подписывать не планируем. Свой операторский дедлайн мы выставили еще 1 июля. Все, кто не успел заключить договор, в наш ассортимент уже не попадут».

Борис Зелинский, напротив, рассчитывает на август и бархатный сезон: «Мы пока не дотягиваем до уровня 2013 года примерно 15%. Надеемся их наверстать». И все же эксперт высоко оценивает нынешний сезон: «Не надо забывать, что кроме таких положительных для бизнеса факторов, как расширение географии авиарейсов, доступной стоимости перелета, слаженной работы паромной переправы, действовали и отрицательные – например, появление на местном рынке крупных массовых туроператоров».

Развернуться в полную силу сезону мешала и погода – лето-2015 выдалось прохладное, дождливое. Кроме того. у россиян не было возможности расплачиваться банковскими карточками, так как, например, «Сбербанка» в Крыму до сих пор нет. И, что еще более существенно, Крым стал дороже, чем до 2014 года: сказались переход на рубль, а также изменение логистики доставки продуктов и товаров после того, как полуостров оказался фактически отрезан от материка. Те, кто приехали не первый раз, сразу это почувствовали. Тем не менее, как сказал г-н Зелинский, местные курорты остаются недорогим и очень привлекательным местом отдыха – это подтверждают темпы бронирования на ближайшие месяцы.

 

Светлана Ставцева, RATA-news