«Марокко бы пригодилось, но все-таки это направление не первой необходимости»
На прошлой неделе МИД «намекнул» об открытии с 1 ноября прямых рейсов в Марокко, но в тот же день сообщение было откорректировано – страна исчезла из перечня потенциальных маршрутов. На рынке обсуждают, насколько это направление может оказаться перспективным в нынешних условиях.
С середины сентября Марокко открыл допуск для иностранцев, которым не требуется виза, в том числе и для россиян. Для въезда необходимы бронь отеля, приглашение от марокканской компании и отрицательный результат теста на коронавирус. В стране вполне благополучная эпидемиологическая ситуация, при этом режим ограничений для жителей продлится до 10 ноября.
Как рассказал RATA-news генеральный директор компании «Арт-Тур» Дмитрий Арутюнов, авиакомпания Royal Air Maroc примерно месяц назад опрашивала туроператоров, заинтересованы ли они в прямых рейсах в Марокко. Но пока первыми на призыв марокканских властей откликнулись их традиционные въездные рынки – французский и британский.
Первые французские туристы прибыли на Royal Air Maroc в середине октября – в Марракеш. Британцы полетели в Касабланку, куда Royal Air Maroc совершает три рейса в неделю из Лондона, а также в Танжер – на Air Arabia. Эти перевозчики летают уже с середины июля, когда марокканские власти начали первые шаги по облегчению доступа в страну. Сейчас на маршруты возвращаются и другие авиакомпании. Так, 1 ноября лоукостер Ryanair привез британцев в Агадир, а бельгийцев – в Эс Сувейру.
«Отдых в Марокко может быть востребован и у россиян. Наши туристы интересуются турами с посещением Касабланки и Марракеша, – говорит Дмитрий Арутюнов. – Особенно удобно, когда можно прилететь в один город, а улететь из другого, не закольцовывая маршрут».
Марракеш, как пояснил собеседник, это – город, обязательный для посещения в Марокко. Касабланка также очень интересна. «Тем более что там находится один из лучших отелей страны – One & Only под управлением Kerzner, который мы всегда с удовольствием продаем. Роскошный собственный пляж длиной 7 км. Хотя, конечно, для зимы это не самое лучшее предложение», – пояснил г-н Арутюнов.
Руководитель отдела по связям с общественностью компании «Анекс Тур» Алена Хитрова согласна, что предложение Марокко для зимнего отдыха вряд ли серьезно поправит дела туроператоров и будет сильно востребовано у туристов. «У нас есть опыт постановки чартеров в Марокко, но речь идет о летнем сезоне – с мая по сентябрь. Сейчас можно говорить фактически только об экскурсионных программах. В любом случае, Марокко вряд ли будет востребовано, по сравнению, например, с той же Доминиканой, которая была также названа в первоначальной информации МИД», – сказала она RATA-news.
На рынке говорят, что страна и до пандемии пользовалась очень неровным спросом. Доля Марокко в выездном потоке из России никогда не была велика, а в последнее время сильно снижалась. По данным Пограничной службы РФ, число поездок с целью туризма россиян в Марокко с 2013 по 2019 годы упало более чем в четыре раза – с 31 тыс. до 7,4 тыс.
«Конечно, Марокко – товар, что называется, не первой необходимости, – заметил Дмитрий Арутюнов. – Рынок сейчас больше заинтересован в открытии азиатских направлений – Бали, Таиланда, максимально выгодных по соотношению цены и качества. Общая ситуация с вирусом в Азии, насколько я знаю, вполне благополучная. Есть перспективы у Латинской Америки. Прежде всего, пошла бы Мексика, которая вообще не закрывалась на карантин».
Эксперт полагает, что можно рассмотреть и возможность увеличения перевозки в Дубай. «Те четыре рейса, которые сейчас летают, заполнены. Люди направляются не только в Эмираты, но пользуются Дубаем как хабом, разлетаясь в самые разные страны, – пояснил г-н Арутюнов. – Частоту можно удвоить и даже утроить. Не понимаю также, почему до сих пор не начали полеты Qatar Airways. Катар себя очень активно рекламировал как страну проведения ЧМ по футболу-2022, туристы готовы туда сейчас ехать».
Светлана Ставцева, RATA-news
ПРОФЕССИОНАЛЫ
Геннадий Шаталов
Region PR, председатель правления
«Репутация – это больше, чем пиар и хайп»Виктория Шамликашвили
ITS, генеральный директор
«Петербург рискует потерять репутацию лучшего туристического города России»Марина Розанова
Профкурорт, коммерческий директор
«Наши "заграничные" клиенты мотивируют санатории становиться лучше»Александр Осипов
Ассоциация гидов-переводчиков, экскурсоводов и турменеджеров, руководитель
«С хорошим гидом люди забывают и о продавленной кровати, и что их неважно покормили»Инесса Короткова
Atout France, директор
«Российский турист во Франции – гурман, гедонист и образованный человек»Лидия Гетман
«Лидия Тур», директор
«Я начинала с того, что водила в Оренбурге автобус с туристами»Мария Трофимова
Агентство туризма и продвижения Тюменской области, руководитель
«Тюмень становится термальным курортом европейского уровня»Алексей Ретеюм
«Аптекарский огород», директор
«У меня никогда не было кабинета – для хорошего разговора нужны свободные пространства»Феликс Шпильман
Ostrovok.ru, руководитель
«Большинство партнеров сервиса B2B.Ostrovok – турагенты и тревел-менеджмент компании»Анатолий Гаркушин
«Пантеон», генеральный директор
«Давно планировали заняться российским рынком – и обстоятельства к этому подтолкнули»Юрий Колобов
«Роза Хутор», директор
«Стратегия развития курорта "Роза Хутор" связана с летним туризмом»Александр МЕЩАНКИН
Камчатка, социальный предприниматель
«Активные туры на Камчатку мы организуем даже для людей с ограниченными возможностями здоровья»Алла Беликова
Национальный туристический офис Германии, директор
«Для российских туристов посещение Берлина сродни паломничеству»Ольга ХОТОЧКИНА
Интурмаркет, директор
«"Интурмаркет" делает акцент на турпродукте ручной работы»Артем ЧЕРНЫШОВ
MITT, директор
«Наша задача – сделать MITT в «Крокусе» еще более эффективной площадкой для профессионалов»Наталья КОСЬМИНА
«Семь чудес света», руководитель
«Из-за высокой стоимости услуг в аэропорту Ростова-на-Дону туроператоры сокращают полетные программы»Алла ЦЫТОВИЧ
«Хотел Лофт», генеральный директор
«Мне достаточно зайти в любой хостел, чтобы за минуту понять, во сколько он обходится и сколько приносит»Артур МУРАДЯН
Space Travel, генеральный директор
«Рынок должен вернуться к классическому туроперейтингу»Виктория КИЗИМОВА
«Мой Агент», руководитель
«Бизнесу нужны более гибкие условия для покупки авиабилетов, чем прямым клиентам»Тарас КОБИЩАНОВ
«Русский Экспресс», генеральный директор
«Мы создали инструмент, позволяющий агентству удержать туристов от ухода в самостоятельное плавание»