Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам
Главные новости

«Электронная путевка точно не горит, у турбизнеса сейчас более серьезные проблемы»

06:50, 22 сентября 2020

Далеко не все турагентства поддерживают обращение Альянса туристических агентств (АТА) к вице-премьеру Дмитрию Чернышенко и спикеру Госдумы Вячеславу Володину с просьбой ускорить принятие закона об электронной путевке. Они считают его недостаточно проработанным, дублирующим уже существующие защитные механизмы на рынке и несвоевременным в нынешней кризисной ситуации.

Напомним, законопроект о введении в России электронной путевки. Госдума приняла в первом чтении 12 мая. Он был внесен в Думу в ноябре 2019 года, его первое чтение несколько раз откладывалось. Второе чтение было назначено на начало июля, однако под давлением общественности также было перенесено.

Отложить второе чтение законопроекта об электронной путевке на осень представителей обеих палат парламента просила глава Ростуризма Зарина Догузова.

Против законопроекта системно выступают Российский союз туриндустрии, ассоциация «Турпомощь», комитет по предпринимательству в сфере туризма ТПП РФ, комиссия РСПП по туристской индустрии. Руководители этих структур буквально до последнего дня отправляли обращения, в том числе совместные, в правительство и Госдуму.

На прошлой неделе Альянс туристических агентств (АТА) обратился к вице-премьеру Дмитрию Чернышенко и спикеру Госдумы Вячеславу Володину с просьбой ускорить принятие этого закона. «АТА полностью поддерживает поправки, считая, что введение единого цифрового инструмента, «Электронной путевки», поможет очистить рынок от недобросовестных турагентов и туроператоров, обеспечит равные условия конкуренции, и, главное, защитит права потребителей, что приведет к росту доверия к комплексному турпродукту», – говорится в заявлении ассоциации.

Как пояснила RATA-news руководитель агентского комитета РСТ Анжела Галкина, хотя заявление АТА сделано от лица 5 тыс. агентств, не все представители розницы, в том числе и члены этого объединения, разделяют такую позицию. Это видно из комментариев под соответствующим опросом в профессиональном сообществе фейсбука Radio Travel. «В обращении, в частности, говорится о необходимости усиления госконтроля и надзора в сфере туризма. Но неизвестно, опрашивала ли АТА турагентов, прежде чем отправить свое обращение. А вот мы в Radio Travel решили провести такой опрос», – сообщила она.

В опросе приняли участие более 600 руководителей и менеджеров турагентств из разных регионов страны, и подавляющее большинство – 599 на 23.30 вчерашнего вечера – против путевки. Турбизнес не видит в ней пользы для себя – это еще очень сырая, плохо проработанная схема, считают в агентствах. Их руководители также опасаются, что введение электронной путевки приведет к снижению агентского вознаграждения и росту объемов прямых продаж туроператоров.

15 человек высказались о путевке нейтрально, полагая, что ее внедрение стоит принять как неизбежность. И лишь 12 человек заявили, что безоговорочно поддерживают законопроект, ждут от электронной путевки положительного эффекта. По их словам, это «хоть какой-то механизм контроля за туроператорами», так как сейчас турагент перед оператором практически бесправен: отключи он личный кабинет агента – и никакие данные уже не восстановить. Электронная путевка позволит вести официальны независимый учет. Она также приведет финансовые гарантии туроператоров в соответствие с их реальными объемами. В этом смысле электронная путевка – в интересах агентств, полагают сторонники законопроекта.

RATA-news тоже решила поинтересоваться у агентств их отношением к законопроекту. И вот что они нам рассказали.

Александра Томашевич, президент Алтайской региональной ассоциации турима (АРАТ): «Мы в своей организации постоянно обсуждаем электронную путевку и пришли к выводу, что пока она очень сырая. Она не решает задач, которые обозначены в самой идее ее создания. Говорится о планах вывести отрасль из серой зоны, но у нас уже есть онлайн-кассы, они выполняют эту функцию. Также налажена система учета отправленных туристов и контроль за их пребыванием – это доказали туроператоры, которые во время пандемии исполнили все свои обязательства по вывозу россиян с зарубежных курортов. И электронная путевка для этого не потребовалась Плюс введение путевки повлечет дополнительные расходы на установку оборудования. Кто их оплатит? И кто их потянет в нынешней ситуации? В любом случае, форсирование этого законопроекта в нынешних кризисных условиях абсолютно не актуально».

Андрей Федоров, президент Ассоциации туристического бизнеса «Федерация туризма»: «Федерация туризма выступает против введения электронной путевки в ее нынешней редакции. Как предполагается, она должна гарантировать потребителю исполнение обязательств и контроля поступления оплаты от агентства к туроператору. Но это не дает никаких гарантий потребителю по поводу перевода оператором полученных средств своим контрагентам, так как заполнение электронной путевки возложено опять же на операторов. К тому же с введением электронной путевки произойдет удорожание продукта, которое туроператоры перенесут на нас, а мы – на туристов.

Я считаю, что надо менять нынешнюю систему взаиморасчетов туроператор-агент-турист на оплату через банк под гарантии государства. Должна быть оплата по факту оказания услуг, тогда турист будет защищен, лишь тогда ситуация кардинально изменится. Иначе «дыры» так и останутся и никакая электронная путевка их не залатает».

Ольга Кушнарева, генеральный директор компании «Бон Вояж» (Хабаровск): «Сейчас турбизнес озабочен, прежде всего, вопросами выживания. Смежные с туризмом отрасли уже восстановились, а туризм по-прежнему в сложной ситуации, и нам сейчас важно удержать персонал, найти средства на существование компании. Все очень серьезно: вот наступил сентябрь, ухудшилась погода, продажи обвалились, и все наши мысли о том, как пережить эту зиму.

Много проблем с реализацией постановления №1073 о возврате средств туристам за нереализованные из-за пандемии туры. А электронная путевка – это просто инструмент статистики, ничего срочного. И никакого защитного механизма там также не просматривается. С этим согласны все мои знакомые-коллеги из разных регионов страны. Электронная путевка точно не горит, у турбизнеса более серьезные проблемы.

Артем Сакович, директор «Артс-Тревел»: «Форсирование введения электронной путевки сейчас контрпродуктивно. Коллеги просят ввести ее побыстрее, и это для меня загадка. Какие могут быть аргументы, если сейчас вообще никто не знает, что она из себя представляет. Когда путевку тестировали, были выявлены недостатки, причем, не раз, потом менялся оператор. Кот в мешке. Но даже если отвлечься от технической стороны, это будет дополнительная финансовая нагрузка, ведь нормочасы по вбиванию данных чего-то стоят, кто-то будет всем этим заниматься. Как следствие, подорожает турпродукт. Когда туроператоров в свое время обязали начать отчисления в фонды «Турпомощи», агентствам это сразу же отозвалось сниженной комиссией. Так же будет и сейчас.

А еще я уверен, что многие туристы не захотят афишировать информацию, куда и с кем едут, и предпочтут уйти к зарубежным агрегаторам. Это, в свою очередь, создаст неравные конкурентные условия для российских компаний».

Светлана Ставцева, RATA-news

Обсудить в telegram

вам может быть интересно