Алтайский турбизнес предлагает страховать ответственность туристов
Алтайская региональная ассоциация туризма (АРАТ) направила в управление туризма Алтайского края предложения для нового закон о туризме. Они были выработаны на заседании правления этой общественной организации.
Как пояснила RATA-news член правления ассоциации, директор компании «Арго» Ирина Слесарева, потребность в изменениях назрела давно и пандемия это усугубила. Как ни странно, некоторые слабые места действующего закона высветил нынешний сезон на Алтае. В край приехало в несколько раз больше туристов, чем обычно, и это создало определенные проблемы, которые также можно решить законодательно.
Вот какие предложения сформулировала АРАТ.
1. Ввести понятие «невозвратного тарифа» за информационные услуги турагентства.
2. Ввести определение турпродукта в следующей редакции: «Турпродукт – это комплекс услуг по заказной перевозке, размещению и обязательному страхованию гражданской ответственности туристов, оказываемых за общую цену (независимо от включения в нее стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта».
3. Разработать новый страховой продукт – обязательное страхование гражданской ответственности туриста (ОСГОТ) и его в обязательный комплекс услуг, входящих в турпродукт. Кроме этого, обязать самостоятельных туристов оформлять эту страховку при приобретении любых туристических услуг, что исключит риски по возврату на родину туристов при самостоятельных путешествиях.
Как поясняет Ирина Слесарева, это должна быть некая разновидность ОСАГО. Когда-то автовладельцы приняли это страхование в штыки, но из добровольного оно постепенно перешло в разряд обязательных и способствовало созданию большего порядка на дороге, чем было до этого. «Самостоятельных путешественников становится все больше, соответственно, надо повышать их ответственность за свои действия. Не должен человек ехать на полгода за рубеж без обратного билета и со 100 долларами в кармане без какой-либо страховки», – говорит г-жа Слесарева.
Необходимость обязательного страхования гражданской ответственности туристов или, по крайней мере, обсуждение этого вопроса стало особенно очевидно в период пандемии, когда государству пришлось за свой счет возвращать в Россию немалое количество граждан, в том числе реально безответственных.
«У Алтайского края есть свои причины задуматься о страховании ответственности туристов, – говорит г-жа Слесарева. – Наконец-то к нам приехало действительно много гостей, но мы столкнулись со множеством побочных явлений, например, растущими горами мусора. Край не может с этим справиться, потому что все службы рассчитаны на население 200 тысяч, а туристов оказалось в несколько раз больше. Почему бы нам не подумать об их ответственности перед природой? Все это вполне реализуемо».
Алтайский турбизнес предлагает также создать при Ростуризме реестр турагентств на условиях самофинансирования – для администрирования, регулирования и контроля турагентской деятельности в России. Среди критериев вхождения в реестр, в частности, должна быть регистрация налогоплательщика в качестве юридического лица или ИП, а руководитель агентства должен иметь профессиональное образование или стаж работы в туристической отрасли от трех лет.
Большое внимание члены правления АРАТ уделили законопроекту об электронной путевке. Они считают, что электронная путевка не решает проблему легализации турагентского бизнеса, так как остаются другие ОКВЭДы, позволяющие вести такую деятельность. Одновременно выход в правовое поле совсем «черного» бизнеса становится еще более сложным. К тому же, как полагают в АРАТ, этот закон не поможет избавиться от явления, особо проявившегося во время посткоронавируса – нелегального туроператорского бизнеса по внутреннему туризму.
Электронная путевка неактуальна еще и потому, что финансовый контроль за отраслью сейчас и так успешно реализуется – через систему онлайн касс, считают в АРАТ. Также налажена система учета отправленных туристов и контроль за их пребыванием – это доказали туроператоры, которые во время пандемии исполнили все свои обязательства по вывозу российских туристов с зарубежных курортов. И электронная путевка для этого не потребовалась.
ПРОФЕССИОНАЛЫ
Марина Розанова
Профкурорт, коммерческий директор
«Наши "заграничные" клиенты мотивируют санатории становиться лучше»Александр Осипов
Ассоциация гидов-переводчиков, экскурсоводов и турменеджеров, руководитель
«С хорошим гидом люди забывают и о продавленной кровати, и что их неважно покормили»Инесса Короткова
Atout France, директор
«Российский турист во Франции – гурман, гедонист и образованный человек»Лидия Гетман
«Лидия Тур», директор
«Я начинала с того, что водила в Оренбурге автобус с туристами»Мария Трофимова
Агентство туризма и продвижения Тюменской области, руководитель
«Тюмень становится термальным курортом европейского уровня»Алексей Ретеюм
«Аптекарский огород», директор
«У меня никогда не было кабинета – для хорошего разговора нужны свободные пространства»Феликс Шпильман
Ostrovok.ru, руководитель
«Большинство партнеров сервиса B2B.Ostrovok – турагенты и тревел-менеджмент компании»Анатолий Гаркушин
«Пантеон», генеральный директор
«Давно планировали заняться российским рынком – и обстоятельства к этому подтолкнули»Юрий Колобов
«Роза Хутор», директор
«Стратегия развития курорта "Роза Хутор" связана с летним туризмом»Александр МЕЩАНКИН
Камчатка, социальный предприниматель
«Активные туры на Камчатку мы организуем даже для людей с ограниченными возможностями здоровья»Алла Беликова
Национальный туристический офис Германии, директор
«Для российских туристов посещение Берлина сродни паломничеству»Ольга ХОТОЧКИНА
Интурмаркет, директор
«"Интурмаркет" делает акцент на турпродукте ручной работы»Артем ЧЕРНЫШОВ
MITT, директор
«Наша задача – сделать MITT в «Крокусе» еще более эффективной площадкой для профессионалов»Наталья КОСЬМИНА
«Семь чудес света», руководитель
«Из-за высокой стоимости услуг в аэропорту Ростова-на-Дону туроператоры сокращают полетные программы»Алла ЦЫТОВИЧ
«Хотел Лофт», генеральный директор
«Мне достаточно зайти в любой хостел, чтобы за минуту понять, во сколько он обходится и сколько приносит»Артур МУРАДЯН
Space Travel, генеральный директор
«Рынок должен вернуться к классическому туроперейтингу»Виктория КИЗИМОВА
«Мой Агент», руководитель
«Бизнесу нужны более гибкие условия для покупки авиабилетов, чем прямым клиентам»Тарас КОБИЩАНОВ
«Русский Экспресс», генеральный директор
«Мы создали инструмент, позволяющий агентству удержать туристов от ухода в самостоятельное плавание»Дмитрий ФОМИНЦЕВ
«ТурТрансВояж», генеральный директор
«Туристу надо предлагать то, что он не сможет организовать самостоятельно»Светлана ДРОЗДОВА
«Русский Экспресс», директор департамента FIT
«Выиграет тот, у кого хорошие цены, сервис, скорость и технологии»