Донинтурфлот
RATA-news в Telegram-----------------RATA-news в Telegram-----------------

Совместим ли с туризмом чемпионат мира по футболу

Главным событием будущего лета в России станет чемпионат мира по футболу, который пройдет с 14 июня по 15 июля. Однако у большинства туроператоров по въезду оно не вызывает большого энтузиазма. И у них есть основания для пессимизма: как показывает опыт других стран и аналогичных событий, они привлекают, в основном, болельщиков. А «просто» туристы предпочитают в это время избегать поездок в страну, где проходят крупные соревнования.

Россия, судя по всему, не станет исключением. Как рассказал RATA-news директор компании «Русские каникулы» Борис Молочник, они были вынуждены сократить объемы по приему на время проведения футбольного чемпионата в России. «Наши партнеры в Европе и Латинской Америке отказались посылать своих туристов, потому что в это время цены на размещение просто фантастические. Болельщиков принимать будем, но очень немного – у нас не более 200 номеров на чемпионат», – пояснил он. «Да, чем ближе чемпионат, тем выше цены, особенно в Петербурге», – подтвердила старший менеджер компании Strelka Travel Елена Зинченко.

«С чемпионатом мы точно пролетаем, – уверена директор по въездному туризму компании «Интурист» Нина Жарова. – Цены на авиабилеты, на размещение выросли в три-четыре и более раз. Европейцы точно не готовы платить такие деньги. Китайцы, может быть, поедут, но с ними до сих пор нет ясности. Латиноамериканцы едут, но пока есть обычные отели по нормальным ценам, вне зоны ФИФА. Что будет, когда там места закончатся, неизвестно».

По словам главы российского представительства компании «Тумларе» Елены Русовой, практически со всех рынков, с которыми работает оператор, поступают запросы, но пока это, скорее, зондирование почвы – бронирований нет. «На даты, совпадающие с проведением игр, цены на размещение исключительно высокие. Мы видим, что туристы, которые собирались в это время посмотреть Москву или Петербург, не готовы переплачивать. Возможно, люди подумают о других датах или другой стране», – пояснила она RATA-news.

Главное, как сказали эксперты, что пока по большинству организационных вопросов слишком мало точной информации. «Например, партнеры интересуются, будет ли задействована Красная площадь под какие-то важные или массовые мероприятия. И мы не знаем, что им ответить», – заметила г-жа Русова. Проведение чемпионата окажется чувствительным для въездного турпотока, уверена она: «У нас сезон короткий, с мая по сентябрь. При этом половина мая – это наши российские праздники, когда та же Красная площадь бывает недоступна. В Петербурге на май перенесли международный экономический форум. И еще полтора месяца займет чемпионат».

Нина Жарова предположила, что при таких ценах на чемпионат не поедут и болельщики. «А если поедут, то предпочтут остановиться в хостеле. Из каких-то стран прилетят на своих чартерах на день-два, чтобы минимизировать расходы. А скандинавы, насколько я знаю, решили организовать кемпинг недалеко от границы с нами и транслировать матчи. Кто-то будет довольствоваться «телевизором», кто-то сможет поехать на стадионы в какие-то из наших городов», – рассказала она.

Идея, кстати, не новая. На лондонскую Олимпиаду в 2012 году приехали толпы болельщиков, но большинство из них жили или у знакомых, или вообще разбили палатки на газонах. Крупные международные спортивные события сами по себе не способствуют притоку туристов. Это хорошо видно по статистике заполняемости отелей в городах, которые принимали такие соревнования: чемпионат мира по футболу в Германии (2006 год) – всего плюс 3% к показателям предыдущего года, Олимпийские игры в Лондоне (2012) – плюс 8% с последующим резким падением; в Пекине (2008) – минус 39%, в Афинах (2004) – минус 5,3%, в Сиднее (2000) – минус 6,3%.

Причем, везде такие события сопровождались безудержным ростом цен, прежде всего, на размещение. Например, в Лондоне в преддверии Олимпиады гостиницы так взвинтили цены, что обычно переполненный в летние месяцы город буквально опустел. Тем более что и многие жители, напуганные возможным столпотворением и транспортным коллапсом, уехали из города.

Но есть и другая точка зрения. Во-первых, в расписании игр чемпионата есть временные «окошки», в частности, между групповым этапом и финальными встречами команд. И в эти даты туроператоры вполне могут точечно вставлять свои группы, полагает генеральный директор компании «Свой ТС» Сергей Войтович. Во-вторых, в том, что к нам не поедут во время чемпионата «просто» туристы, ничего особо страшного нет, их поток и так невелик. Зато событие даст мощный толчок развитию туризма потом, по окончании игр. Кроме того, на матчи приедут болельщики – люди, которые иначе к нам вообще никогда бы не собрались. «Мы только что вернулись из турне по четырем странам Латинской Америки. Уверяю вас, такого интереса со стороны турбизнеса и просто людей к нашей стране мы просто не ожидали, и главным стимулом стал именно чемпионат», – сказал г-н Войтович RATA-news.

Возможно, Россия повторит опыт ЮАР: на чемпионат мира по футболу-2010 в страну приехали сотни тысяч туристов, которые просто так туда в жизни бы не собрались. Эффект оказался долгосрочным, а в первый год после ЧМ загрузка гостиниц выросла на 17%. Но сейчас строить прогнозы рано – стоит дождаться жеребьевки 1 декабря, которая определит время и место проведения конкретных матчей. Тогда будет гораздо проще говорить о программах для болельщиков, которые обычно следуют за командами.

Всего на чемпионате будут бороться команды 32 стран в 11 городах России – в Волгограде, Екатеринбурге, Казани, Калининграде, Москве, Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону, Самаре, Санкт-Петербурге, Саранске и Сочи.

 

Светлана Ставцева, RATA-news