Travelport с 25 октября

Петербургские отели не знают, чего ждать от сезона

Пока не откроются границы, крупные и сетевые отели, которые принимали туристические, прежде всего, иностранные, группы, продолжат нести потери. В более выигрышном положении оказались небольшие и несетевые отели премиального сегмента, которые традиционно более зависели от внутреннего туриста.

Петербургские отельеры получили рекордные убытки по итогам работы в 2020 году. Их выручка сократилась в среднем на 65-70%, согласно данным СПАРК. Как малый бизнес, так и крупные отели 3-5* пострадали одинаково сильно, полагает Президент ассоциации малых гостиниц Петербурга Владимир Васильев. Потери составили от 50 до 90%. Около 400 тыс. человек ушли из гостиничной и туристической отрасли. В основном закрылись малые и средние предприятия. Огромное количество малых гостиниц выставлено на продажу.

«Только 30% предприятий смогли получить льготные кредиты на выплату заработной платы. Хотя действует положение об отсрочке налогов и других бюджетных платежей, в 2021 году эти платежи должны быть совершены. Финансовая нагрузка на гостиничные предприятия в ближайшей перспективе остается», – сказал эксперт.

Среди опрошенных «Деловым Петербургом» представителей индустрии гостеприимства немало тех, кто отмечает падение выручки в 2-3 раза. Так, отель Grand Hotel Europe по итогам 2020 года получил убыток 281 млн рублей. Годом ранее, согласно данным системы «Контур.Фокус», чистая прибыль компании составляла 131 млн рублей. В гостинице "Адмиралтейская" выручка упала на 70%, чистый убыток составил 4,7 млн рублей. Издержки приходилось сокращать за счёт экономии коммунальных услуг, отказываясь от всех дополнительных затрат по обслуживанию здания.

У Academia Hotels, владеющей миниотелями 3-4* и апартаментами, падение выручки составило порядка 50%. Исполнительный директор оператора Алёна Куницина говорит, что сохранить все 16 отелей им помог сам формат бизнеса: издержки содержания мини–отелей значительно ниже, чем крупных гостиничных комплексов с большим спектром услуг.

«Кроме того, в 2020 году мы запустили строительство нового отеля в отдельно стоящем здании. Это флагманский отель нашей сети категории четыре звезды на Васильевском острове, который откроет свои двери уже в мае 2021 года. И мы запускаем строительство ещё одного отеля четыре звезды в центре Петербурга в июне этого года», – добавляет г-жа Куницина.

Директор бюджетной сети отелей и хостелов «Друзья» Сергей Морев рассказал, что их выручка упала вдвое. Чтобы оптимизировать работу, им пришлось просить скидки по аренде и тщательнее контролировать издержки. За последний год сеть закрыла лишь один объект и запустила один новый.

Тем не менее, есть и те, кто заработал в ковидную эпоху. Владелец и управляющий отелем «Гельвеция» Юнис Теймурханлы рассказал, что 2020 год они закончили с прибылью, хотя и меньшей, чем планировалось (18,3 млн, по данным «Контур.Фокус»). «Пандемия не оказала на нас разрушительного воздействия, менеджменту удалось представить такой антикризисный продукт, как долгосрочная аренда, – сказал он. – Мы продавали номера по цене аренды квартир бизнес-класса и смогли относительно плавно пройти пандемию».

Каким будет наступающий сезон, сказать трудно. Как отметил руководитель гостиничного направления сервиса для планирования путешествий OneTwoTrip Максим Карауш, доля бронирований отелей в Петербурге на майские праздники по состоянию на 15 апреля составляет 20% от всех заказов по стране. Следом идут Москва с долей 14%, по 6% у городов Эстосадок (Сочи) и Казань.

Спрос на первую декаду мая в этом году в сравнении с 2019 годом увеличился на более 10%. Хотя генеральный директор гостиницы «Охтинская» Игорь Богданов говорит, что у них на майские праздники забронировано всего 40% мест. В доковидную эпоху было занято до 70% номеров. А уж когда в Петербург приезжали туристы из Китая, у отеля и вовсе была стопроцентная загруженность.

Генеральный директор гостиницы «Адмиралтейская» 3* Ольга Киселёва полагает, что при закрытых границах рассчитывать на полноценный туристический сезон не приходится. Статистика тоже не радует: по официальным данным, в 2019 году Петербург посетило более 10 млн туристов, а в 2021 году ожидается не более 3 млн.

«Сезон будет, но неполноценный, – согласен Сергей Морев. – Соответственно, и результаты за 2021 год тоже будут неполноценными. Никакой прибыли не ожидается, непонятно, как возвращать кредиты, взятые в 2020-2021 годах».

В Station Hotels полагают, что из-за полного отсутствия иностранных туристов в течение всего лета средняя стоимость гостиничных услуг на рынке будет ниже, чем до кризиса. Соответственно, и валовая выручка отелей, скорее всего, не достигнет показателей 2019 года. На полное восстановление потребуется, как минимум, ещё год.

Алёна Куницина из Academia Hotels настроена оптимистичнее. На рост туристического потока положительно повлияет совокупность факторов – огромный отложенный спрос на путешествия, программа кэшбэка от Ростуризма, лояльное ценообразование со стороны авиа- и железнодорожных перевозчиков. Плюс снятие ограничений и проведение многих крупных культурных, спортивных и деловых событий в Петербурге. Хотя, по ее словам, ожидать возвращения рынка к объёмам 2018–2019 годов, конечно, не стоит.

Юнис Теймурханлы говорит, что, пока не откроются границы, огромные потери будут нести крупные и сетевые отели, которые принимают организованные туристические группы: «Небольшие и несетевые отели премиального сегмента за счёт этого и выигрывают, что больше зависят от внутреннего спроса, прежде всего, из Москвы и Московской области, а он на подъеме».