Калуга

Туроператор «Ника» не смог получить фингарантии и уходит с рынка

Вчера поздно вечером на сайте петербургского туроператора «Ника» появилось сообщение о прекращении туроператорской деятельности с 22 июня. Главная причина – отсутствие возможности оформить договор страхования финансовой ответственности, а также воспользоваться какой-либо другой формой финансового обеспечения. Иными словами, «Ника» оказалась жертвой ситуации, сложившейся на туристическом рынке.

И это тем более обидно, что за 27 лет работы туроператор не менял учредителей, руководителей, бухгалтеров и даже расположение офиса в Санкт-Петербурге. Компания честно и прозрачно вела бизнес, не имеет долгов и могла бы и дальше выполнять свои обязательства перед клиентами и партнерами. Но оказалась в ловушке.

«Пандемия, невозможность совершения поездок и вынужденная остановка бизнеса – всё это мы бы пережили, – сказал RATA-news исполнительный директор «Ники» Михаил Корнышев. – Подкосило нас нежелание «Ингосстраха» продлить договор страхования ответственности. У нас прозрачный бизнес, мы предоставили абсолютно все документы, которые от нас потребовали, прошли все проверки. Начали еще в феврале, страховщик долго раздумывал, в итоге – отказал».

Странная логика, удивляется г-н Корнышев. Если бы «Ингосстрах» продлил договор, «Ника» спокойно продолжила бы работать, а страховщик сохранил бы свои деньги.

Поскольку история с «Ингосстрахом» явно затянулась, туроператор вел переговоры и с другими страховыми компаниями, рассматривал все возможные варианты, чтобы удержаться на рынке. Но страховщики предлагали фингарантии максимум на 10 млн рублей, да и то на условиях депозита, залога имущества и т.д. «Для наших оборотов обеспечения 10 млн мало, это не защитит туристов, а на 50 млн соглашались только при условии депозита всей этой суммы, – сказал Михаил Корнышев. – Поскольку мы не занижали объемы своего бизнеса, то не успели сформировать фонд персональной ответственности – до 7% не хватает порядка 6 млн. Пополнить фонд деньгами туристов, которые перенесли свои туры, считаю неправильным – как потом мы смогли бы исполнить свои обязательства перед ними?».

С 2007 года «Ника» предлагает туристам круизы по рекам Европы, Африки, Америки, этот туроператор вернул круизы на Енисей и по другим рекам Сибири. По словам Михаила Корнышева, на сегодня у туроператора есть обязательства по турам, перенесенным на вторую половину этого и следующий год, а также по турпакетам, проданным с глубиной до августа 2021 года. В общей сложности это около 700 человек. Все туристы компании защищены действующими договорами страхования ответственности – на 50 млн рублей в «Ингосстрахе» и на 500 тыс. рублей в «Адвант-Страховании» (ныне «Пари»), плюс более 3 млн в фонде персональной ответственности. «Этих денег достаточно, чтобы вернуть всем нашим туристам полную стоимость туров», – подчеркнул руководитель «Ники».

«Поверьте, мы старались, как могли. До последней минуты были уверены, что справимся. Но текущая ситуация загнала нас в угол, – говорит Михаил Корнышев. – Туристы не могут воспользоваться оплаченными турами не по нашей вине – границы закрыты, действуют ограничения. Страховые компании не хотят страховать туроператоров, а мы обязаны иметь финансовое обеспечение, иначе не можем продолжать работу в сфере выездного туризма. Далее переносить туры тоже не можем – 23 июня у нас заканчиваются фингарантии. Несмотря на ситуацию в турбизнесе норму наполнения ФПО так и не понизили, а у нас там пока только около 3% из требуемых 7%. В результате после 27 лет работы мы оказались в ловушке. И приняли решение, защищающее туристов».

Туроператор «Ника» окажет клиентам всяческое содействие в оформлении необходимых документов для получения страхового возмещения и выплат.

Всем туристам, которым оформлены авиабилеты на будущие периоды, подтверждения будут высланы по электронной почте. Документы для оформления ваучеров за несостоявшиеся авиаперелеты, в случае, если это возможно, также будут отправлены клиентам.

Два ближайших групповых тура Байкал – Транссиб – Камчатка – полностью оплачены и состоятся в запланированные даты 1 и 7 июля.

По всем вопросам туристы могут обращаться по адресу help@nikatravel.ru. Сотрудники компании будут максимально оперативно отвечать на письма.

В ближайшие дни офис в Москве прекратит свою работу, а офис в Санкт-Петербурге продолжит – до урегулирования всех вопросов с клиентами.