Тревелпорт

Когда восстановится туризм после пандемии и каким он будет

Когда восстановится массовый туризм, захотят ли россияне путешествовать по России после открытия границ, как меняются запросы путешественников – на эти и многие другие вопросы ответили представители турбизнеса и эксперты в ходе прошедшей вчера онлайн-конференции «Туристические итоги-2020 – отдых в период пандемии».

Сроки восстановления массового туризма и возвращения привычных толп в популярные города и на курорты эксперты оценивают по-разному. Генеральный директор компании «Дельфин» Сергей Ромашкин считает, что во внутреннем туризме «дно пройдено»: этот сегмент вернется к докризисному уровню уже в 2021 году и даже прибавит 3-4% к показателям 2019-го. В 2020 году, по его оценке, внутренний туризм потерял лишь 25-30%. Восстановления выездного и въездного туризма г-н Ромашкин ожидает не раньше 2022-2023 годов.

Ведущий аналитик «Промсвязьбанка» Людмила Теличко считает, что постепенное восстановление туристической отрасли начнется в конце 2021 года, но показатели 2019-го будут достигнуты не раньше 2022.

«Учитывая темп распространения и прогнозы по общей вакцинации, полного снятия ограничений не стоит ожидать как минимум до третьего квартала 2021 года. Но и тогда спрос будет ограничен снижением платежеспособности населения и тем, что многие туристы отложат поездки, пока полностью не нормализуется эпидемическая обстановка. Правда, дополнительный позитивный эффект во второй половине года может дать отложенный спрос на путешествия со стороны пассажиров, отказавшихся от поездок в 2020 году», – говорит г-жа Теличко.

В «TUI Россия» рассматривают два сценария восстановления отрасли. Первый – позитивный: если к 1 марта в 2021 года пандемию удастся взять под контроль, у туроператоров появляется шанс успешно отработать летний сезон. «Если к началу весны серьезных улучшений не будет и нам не удастся в марте-апреле продать 30-40% турпакетов на лето, про удачный сезон можно забыть», – говорит руководитель отдела по связям с общественностью компании Ольга Иванова.

Индивидуальный туризм не победит массовый. Отвечая на вопрос о том, как влияет развитие сервисов онлайн-бронирования на туроператорский сегмент, все эксперты выразили мнение, что клиентов у туроператоров меньше не станет.

«На рынке внутреннего туризма самостоятельных туристов всегда было больше, чем организованных. Есть разумный баланс. Если турист едет в Сочи, где был много раз, он все делает сам. Если он хочет на Камчатку, то ему нужна группа, гид, специальный транспорт – тогда потребуется участие туркомпании. Места на рынке хватает всем», – говорит Сергей Ромашкин.

Генеральный директор Tez Tour Россия Воскан Арзуманов также не считает самостоятельных туристов конкурентами, так как на массовых направлениях у туроператоров условия привлекательнее, чем при бронировании напрямую. По его словам, создавать привлекательные условия туроператорам помогают сами страны, заинтересованные в развитии туризма и гарантированном турпотоке, в том числе, в низкий сезон.

Людмила Теличко напомнила, что количество выезжающих из России туристов постоянно растет, а в 2019 году было зафиксировано рекордный показатель выехавших по путевкам – 11,8 млн, так что места на рынке хватает всем. Правда, по ее прогнозу, из-за снижения среднедушевого дохода россиян в период после пандемии самостоятельный туризм будет восстанавливаться более быстрыми темпами, нежели продажи турпакетов.

Триумф внутреннего туризма? В этом году так много говорили о внутреннем туризме, что может сложиться впечатление, будто раньше его просто не было. Сергей Ромашкин подчеркивает, что внутрироссийский туризм всегда был самым массовым: по его оценке, до пандемии в год по стране путешествовало до 35-40 млн человек, а за границу – 13-14 млн. Ежегодный рост объемов во внутреннем туризме до пандемии составлял 3-4%.

«Понимание, что внутренний туризм – важнейшая отрасль, возникло не 2020 году, а намного раньше. Фактически последние три-четыре года только об этом и говорили. Есть целый ряд федеральных и региональных программ развития внутреннего туризма. Это работа на 5-10 лет. Не стоит преувеличивать влияние пандемии на стратегические планы», – говорит г-н Ромашкин.

С ним согласна Людмила Теличко: «Закрытые границы, безусловно, частично перенаправили туристов на внутренние направления, однако сам по себе внутренний туризм увеличивался и до пандемии. Только по путевкам, без учета самостоятельных путешествий, по России в 2019 году путешествовали 4,4 млн человек, что на 29% больше, чем в 2018 году, и на 70% больше, чем пять лет назад».

Аналитик ГК «Финам» Алексей Коренев напоминает, что спрос на поездки по России резко вырос, а подстроить под это туристическую инфраструктуру за несколько месяцев невозможно. «Внутренний туризм, годами державшийся на определенном уровне по объемам, не смог в кратчайшие сроки масштабироваться для обслуживания увеличившегося количества отдыхающих. Для создания туристических кластеров, точек притяжения, комфортных условий, требуется соответствующая инфраструктура, время и финансирование. А откуда оно, когда весной отрасль фактически замерла? Невозможно за несколько месяцев увеличить туристическую инфраструктуру в разы. Тем более – в такой большой стране», – говорит он.

Как изменится туризм после пандемии. Среди наиболее заметных трендов эксперты называют рост популярности внутреннего туризма, сокращение глубины бронирований, снижение числа деловых поездок, повышение требований к безопасности всей цепочки услуг – транспорта, отелей, питания и экскурсий.

Воскан Арзуманов опасается того, что туризм станет более дорогим, а значит менее массовым: «Может быть, в 2021 году люди привыкнут к Covid-19, как привыкают ко всему в жизни, станут более подготовленными с точки зрения мер безопасности – маску надели, руки помыли и поехали. Но очевидно, что такой туризм не будет массовым – и по экономическим причинам, и из-за нежелания путешествовать с учетом рисков заболевания».

По прогнозам эксперта, ужесточение требований к санитарным нормам повлечет за собой дополнительные траты со стороны отелей – закупку оборудования, различных расходников, привлечение дополнительного персонала, зачастую рост аренды, так как количество пригодных площадей будет сокращаться. Изменятся и стандарты проживания на курортах всего мира: из-за ограничения количества людей, одновременно находящихся в кафе и ресторанах, вырастет стоимость питания и других услуг, и, как следствие, их цена для конечного потребителя.

Людмила Теличко считает, что заметно снизится доля делового туризма. «Безусловно, после снятия ограничений командировки восстановятся, но не в полной мере. По разным опросам, примерно треть компаний рассматривает удаленку как постоянный формат. Закон об удаленной работе, который вступит в силу с начала 2021 года, и значительный апгрейд сервисов для дистанционного общения также этому способствуют. Взамен будут развиваться оздоровительный и реабилитационный туризм – в том числе от последствий Covid-19, экологический, спортивный», – говорит она.

Сергей Ромашкин замечает, что повышенные требования к безопасности поездок и снижение глубины продаж могут стать краткосрочным трендом: пандемия кончится – и о них все забудут. А вот растущая роль онлайн-платформ и доля онлайн-бронирований – тренд явно долгосрочный. «Наблюдается рост заинтересованности в турах на базе GDS, а также в диджитализации сервисов», – говорит г-н Арзуманов.

Ольга Иванова считает, что внутренний туризм продолжит укреплять позиции. «Несмотря на то, что страны постепенно начинают снимать ограничения и открывают границы, путешествия по России продолжают набирать популярность. О внутреннем туризме говорят в СМИ, люди делятся впечатлениями в соцсетях», – говорит она.

Кроме того, будет и дальше расти популярность путешествий в формате business pleasure. «Компании переводят сотрудников на удаленную работу, а те, в свою очередь, теперь могут работать из любой удобной локации. Специалисты на удаленке ищут возможность арендовать апартаменты за границей или коттедж за городом, куда можно переехать всей семьей. Многие гостиницы уловили тенденцию и выставили привлекательные цены на продолжительное размещение. Работа с ноутбуком на берегу моря или в горах становится новой реальностью. Все чаще туристы, уехав в отпуск, продлевают свое пребывание еще на пару недель, так как нет необходимости возвращаться в офис. Отправляясь в деловую поездку, бизнесмены берут с собой семью, чтобы после выполнения поставленных задач провести время уже в качестве туристов», – рассказала представитель «TUI Россия».

Ирина Сафронова, специально для RATA-news