Донинтурфлот
RATA-news в Telegram-----------------RATA-news в Telegram-----------------

Хватит ли «Восхождению» денег на компенсации туристам «Невы»?

Этот вопрос обсуждался вчера на пресс-конференции с участием представителей Ростуризма и Всероссийского союза страховщиков (ВСС). Председатель комитета по вопросам страхования в сфере туризма ВСС Галина Гуляева предположила, что, с учетом количества туров, проданных вперед, а также права «Турпомощи» на регрессный иск к страховщику для пополнения денежного фонда, страхового покрытия в размере 454,5 млн. рублей может не хватить.

Заместитель главы Ростуризма Николай Королев заметил, что, по последним данным, «Нева» продала 18-20 тысяч путевок, воспользоваться которыми туристы не смогут в связи с остановкой деятельности туроператора. Однако он подчеркнул, что с вывозом туристов, отдыхающих за рубежом, проблем нет, так как это функции «Турпомощи». Часть туристов решила завершить отдых в срок, доплатив за него из собственных средств, и уже потом обращаться за компенсацией.

«Учитывая количество туристов, которые пострадали от неисполнения «Невой» своих обязательства, можно говорить, что ущерб превысит страховую сумму. Закон в таком случае предусматривает пропорциональную выплату. Для этого страховой компании дается время, чтобы она собрала все претензии, посчитала общую сумму убытков и определила процент возмещения каждому. Ожидать, что выплаты начнутся со дня на день, не приходится», – заявила Галина Гуляева.

Член комитета по вопросам страхования в сфере туризма ВСС и начальник управления ответственности компании «Ингосстрах» Дмитрий Мелёхин напомнил, что одним из крупнейших страховых случаев в туризме стало банкротство в январе 2012 года компании «Ланта-тур вояж»: «В течение месяца мы собирали документы от туристов, сформировали реестр. По подсчетам на конец марта, общая сумма заявленных требований составила 195 млн. рублей при страховом покрытии в 100 млн. Мы произвели выплаты пропорционально в размере 52% от суммы требований. По «Ланте» пострадало 6,5 тысяч туристов. Если предположить что средняя цена тура у «Невы» будет сопоставимой, то размер требований может достигнуть 500-550 млн. рублей». Г-н Мелёхин отметил, что 95% обращений по «Ланте» поступило в первый месяц, хотя были туристы, которые пытались подать заявления через полгода.

По словам Галины Гуляевой, страховая компания «Восхождение» не является членом ВСС. А многие крупные страховщики, входящие в союз, отказались от работы с туроператорами, оценив риски этого вида бизнеса. Из членов ВСС на туристическом рынке остались лишь 40 компаний. По статистике, убыточность страховщиков в туризме составляет 90%, то есть из премий, уплаченных туроператорами, 90% возвращается пострадавшим туристам. Для сравнения, по ОСАГО убыточность составляет 77%, и этот вид страхования также считается невыгодным. «Не случайно «Согаз» не стал пролонгировать договор с «Невой». Некоторые страховщики не имеют убытков и могут понизить тариф. Но это не совсем оправдано в перспективе, поскольку нужно учитывать статистику не только по своему портфелю, но и по рынку в целом. А она свидетельствует о необходимости повышения тарифов всеми страховщиками, которые работают в этом сегменте», – подчеркнула г-жа Гуляева.

Она посетовала, что большое число туроператоров заключили договоры страхования со страховщиками второго-третьего эшелона, в том числе на большие суммы. В частности, в случае с «Невой» договор был заключен с компанией, которая по рейтингу находится в третьей сотне и лишь в этом году увеличила уставный капитал со 150 млн. до 500 млн. рублей. При этом «Нева» застрахована на самую большую сумму среди всех российских туроператоров по выездному туризму.

Дмитрий Мелёхин напомнил, что несколько лет назад страховщики предлагали ввести обязательное перестрахование всех рисков туроператоров, чтобы они, в случае банкротства, не зависели от финансовой состоятельности страховой компании. «Но в тот момент было решено, что это будут дополнительные барьеры для входа в туротрасль для страховщиков и туроператоров, так как ставки повысятся. И отказались от такой идеи», – отметил он.

По словам эксперта, сегодня страхование рисков туроператоров не предполагает никаких дополнительных требований к страховщику – достаточно иметь общую лицензию. «На наш взгляд, было бы правильным установить такие требования. По практике, уже половина туроператоров в реестре застраховано в компаниях третьего эшелона. Если брать «Ингосстрах», у нас всего 15 договоров по выездному туризму, тогда как раньше было больше 200. Мы практически закрыли этот вид страхования, поскольку после выплат по «Ланте» перестраховочный рынок закрылся и ставки резко пошли вверх. Но конкуренция на рынке большая, и нашлись компании, которые решились страховать туроператоров без перестрахования и по еще более низким ставкам. Например, мы страховали «Ланту», условно, за 1%. Проходит год, убыток урегулирован, и мы понимаем, что все на рынке предлагают 0,5-0,6%. Страхование туроператорских рисков начиналось с 1-1,5%, шли убытки, туроператоры закрывались, а тарифы продолжали падать», – посетовал представитель «Ингосстраха».

Г-н Мелёхин подчеркнул, что туристу нужно обращать внимание не только на туроператора, у которого приобретается путевка, но и на страховую компанию, где застрахована его ответственность – опыт ее работы, уставный капитал, отзывы в сети. Важно и наличие у страховщика сети региональных офисов. Сейчас у многочисленных туристов «Невы», живущих на Северо-Западе России, проблемы с подачей документов возникли из-за того, что у компании «Восхождение» нет офиса в Петербурге.

 

Юлия Батырь, специально для RATA-news