Туроператоры надеются на справедливое решение по возврату средств от авиакомпаний
Туроператор «Де Визу» выступил с петицией о внесении изменений в проект постановления правительства касательно части 3 статьи 14 закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».
Напомним, речь идет о предоставлении равнозначного турпродукта или полном возврате средств туристу до 31 декабря 2021 года по турам, перенесенным из-за пандемии. Подготовку постановления о возможности переноса туров турбизнес приветствует, однако в нем содержатся пункты, фактически затрудняющие его исполнение.
Проект постановления обязывает туроператоров уплатить клиенту проценты за «пользование» его денежными средствами. В то же время в соответствии с аналогичным документом, подготовленным Минтрансом, авиакомпании, получившие от туроператоров полную оплату воздушной перевозки, не только не обязаны возвращать средства турфирмам за несостоявшиеся рейсы, но и планируют выплачивать средства напрямую клиенту через три года.
Как считает владелец «Де Визу» Алексей Лебедь, фактически государство одной рукой помогает туротрасли, а другой – забирает у нее доход и фактически лишает принадлежащих туроператорам средства в пользу авиакомпаний. Учитывая низкую маржинальность турбизнеса, такое обременение может плачевно сказаться на выполнении туроператорами своих обязательств перед туристами.
«Петиция нацелена, прежде всего, на установление диалога между регулирующими органами и экспертным сообществом. Пока идет общественное обсуждение проекта, еще не поздно отдать свой голос в поддержку нашей инициативы, – подчеркнул г-н Лебедь в разговоре с RATA-news. – Необходимо решить вопрос о возврате денег от авиакомпаний туроператорам до возникновения у них встречных обязательств по возврату средств клиентам. Вчера я общался с директором ассоциации «Турпомощь» Александром Осауленко и нашел понимание и поддержку нашей позиции».
По мнению Алексея Лебедя, петиция должна поспособствовать исключению противоречия между требованием правительства о возврате с процентами денежных средств туристам и отсутствием аналогичного требования к авиакомпаниям. Многие операторы, в том относящиеся к сегменту малого и среднего бизнеса, поддержка которому декларируется на самом высоком уровне, сформировали турпродукт на базе регулярных рейсов отечественных авиакомпаний – «Аэрофлота» и других. Туроператоры годами и даже десятилетиям обеспечивали загрузку российских перевозчиков, отправляли регулярные группы, брали блоки мест и т.д., а теперь в сложной ситуации даже не вправе рассчитывать на возврат средств на свои счета для последующей передачи туристам. Возникают проблемы и с предоставлением туристу равнозначного продукта, так как авиакомпании не гарантируют сохранение стоимости воздушной перевозки для туроператоров.
Требование возврата денег с процентами эксперт считает не соответствующим гражданскому кодексу РФ, так как туроператор – не финансово-кредитная организация и фактически не имеет возможности извлечения дополнительного дохода, тем более из тех средств, которые размещены в авиакомпаниях, на счетах иностранных партнеров с целью исполнения обязательств перед клиентами. Всё это явно противоречит основному посылу государства о поддержке особо пострадавших отраслей экономики, к которым отнесен и туризм.
«Постановление необходимо доработать, сейчас в нем не учтены интересы малого и среднего бизнеса. Еще есть шанс изменить и оточить формулировки таким образом, чтобы в отношении туроператоров было принято такое же справедливое решение, как и для авиаперевозчиков, – говорит г-н Лебедь. – Возможность переноса туров – это уже большая заслуга руководителя Ростуризма Зарины Догузовой. Но, если уж помогать, надо быть последовательными, чтобы реализация постановления была эффективной для операторов и позволяла выполнить обязательства перед туристами в максимальном объеме».
Под петицией уже собрано свыше 250 подписей, но необходимо набрать как минимум 1,5-2 тысячи, в первую очередь от сотрудников туркомпаний и туристов, которых эксперт также отнес к заинтересованным лицам. «У многих туроператоров не будет возможности выполнять обязательства перед клиентами, если им придется работать на выплату процентов и возврат стоимости авиабилетов вместо «Аэрофлота» и других перевозчиков», – полагает Алексей Лебедь.
Подписать петицию можно здесь здесь.
Наталья Панферова, RATA-news