Интурмаркет с 1 октября

Есть ли у «Трансаэро» шанс на спасение?

С сегодняшнего дня у «Трансаэро», которая в сентябре оказалась в предбанкротном состоянии, прекращает действовать сертификат эксплуатанта. Все рейсы, которые ранее за нее выполнял «Аэрофлот», из «Домодедово» переводятся во «Внуково». Перевозка пассажиров «Трансаэро» будет идти силами группы «Аэрофлот» и – при необходимости – других авиакомпаний. Как сообщил вчера «Аэрофлот», из 1,925 млн. пассажиров, купивших билеты на рейсы «Трансаэро» до 15 декабря под операционным управлением Аэрофлота уже перевезено 1,825 млн. человек, то есть 94,8%. До 15 декабря осталось перевезти 100 241 пассажира с билетами проблемного перевозчика.

Однако действительно ли авиакомпания прекратит свою деятельность и как будут дальше развиваться события, сейчас никто предсказать не берется – все вопросы решаются, что называется, в ручном режиме. С момента вступления в игру совладельца авиакомпании S7 Владислава Филева, сообщившего о приобретении 51% акций «Трансаэро», было сделано немало резких заявлений, которые вскоре вдруг приобретали куда более мягкие формулировки. Например, в четверг, 22 октября, Росавиация сообщала, что сертификат эксплуатанта «Трансаэро» «будет аннулирован и восстановлению не подлежит», а уже в пятницу. 23 октября, возможность восстановления – при наличии для этого соответствующих условий – уже предусматривалась. Если сначала правительство в лице Игоря Шувалова «не видело никакого смысла» в действиях руководства S7, то затем риторика вице-премьера смягчилась и прозвучали слова о необходимости конкретного плана спасения авиакомпании.

Новый владелец «Трансаэро» Владислав Филев также считает, что все еще может измениться и государство способно отозвать свое решение об аннулировании сертификата. Об этом он заявил в интервью «Коммерсанту» в четверг вечером: «Мы же понимаем, что есть вертикаль власти, старшие начальники что-то одобряют, слаженный механизм начинает все четко выполнять. Я с пониманием смотрю на то, что делают Минтранс и Росавиация. Сейчас нет смысла обсуждать целесообразность аннулирования сертификата, потому что это решение в руках государства».

В этом интервью г-н Филев также рассказал об истинных причинах покупки контрольного пакета акций «Трансаэро». По его словам, в основу решения легли не бизнес-интересы, а нечто большее: «Мы пришли к мнению, что, если «Трансаэро» в муках уйдет в никуда, это будет однозначно плохое и неправильное направление как для индустрии, так и для страны. Общая тенденция идет по пути укрупнения бизнеса. Мы видим это в нефтяной отрасли, то же может произойти в авиации. Поэтому мы встаем на пути государственной машины и пытаемся ей помахать, дать сигнал “туда идти не нужно”. Значение «Аэрофлота» для страны очень велико, но это не значит, что надо сохранить только его. Наоборот, необходимо сохранить кого-то еще», – сказал он.

Новый владелец указал на неэффективность управления «Трансаэро» менеджментом «Аэрофлота», в частности, гендиректором Дмитрием Сапрыкиным. По подсчетам Владислава Филева, на перевозку пассажиров «Трансаэро» авиакомпания «Аэрофлот» потратила не 17 млрд. рублей, как та недавно заявила, а всего 2 млрд. И уже на следующий день на заочном заседании совета директоров г-н Сапрыкин на посту гендиректора «Трансаэро» был заменен заместителем летного директора «Трансаэро» и действующего пилота Валерия Зайцева – сына бывшего замминистра транспорта Геннадия Зайцева, с которым Владислав Филев, по его словам, советовался о покупке контрольного пакета авиакомпании.

Реакция «Аэрофлота» не заставила себя ждать. «Генеральным директором «Трансаэро» остается Дмитрий Сапрыкин», – решительно заявил гендиректор авиакомпании Виталий Савельев в интервью РИА «Россия сегодня». Так что, кто сейчас управляет «Трансаэро», сказать трудно. Г-н Савельев также на цифрах показал, что «Аэрофлотом» на вывоз пассажиров «Трансаэро» израсходовано явно больше 2 млрд. рублей, и упрекнул коллегу из S7 в том, что тот не разделил тяжелую ношу по вывозу пассажиров проблемной компании, когда правительство попросило помочь в сложной ситуации.

Тем временем Владислав Филев признал, что S7 «не по силам» обслуживать коммерческий долг «Трансаэро», и он готов отдать часть своих акций в уплату коммерческого долга банкам – «зарабатывать для них прибыль, чтобы акции стоили реальных денег». Ряд кредиторов «Трансаэро» оперативно отреагировали на это предложение. Частные банки уверены, что банкротство – не лучший выход из ситуации с учетом потенциальных потерь. При этом «Альфа-банк» и «Сбербанк» уже потребовали в суде признать авиакомпанию банкротом. Слушания в суде назначены на 25 ноября, и в «Сбербанке» не видят шансов спасти авиакомпанию. При этом кредиторы готовы вести диалог с руководством S7. «Мы послушаем, что они предложат, но останавливать процесс банкротства не будем. Перевозчик с таким объёмом долга и с той бизнес-моделью, которая есть, не выживет», – полагает зампред «Сбербанка» Максим Полетаев.

Продолжает накаляться ситуация с персоналом авиакомпании «Трансаэро». Появилась информация о долгах перевозчика Пенсионному фонду в размере почти 900 млн. рублей. Отчисления страховых взносов прекратились в середине 2015 года. Но поскольку авиакомпания пока не признана банкротом, ПФР имеет возможность взыскать недостающие средства. Пенсии сотрудников «Трансаэро» не пострадают, обещает фонд. Бывшие сотрудники «Трансаэро», в свою очередь, подали в правительство Москвы уведомление о проведении 1 ноября митинга против банкротства компании и отзыва у перевозчика свидетельства эксплуатанта. Правительство согласилось, но с условием, что акция состоится не возле Минтранса, как хотели организаторы, а на площади Яузские ворота.

«Трансаэро» же начала возвращать своим лизингодателям самые свежие самолеты в парке. Сразу несколько бортов были отправлены в испанский аэропорт Теруэль – там находится хранилище самолетов, принадлежащее одному из лизингодателей. На сайтах-трекерах можно было видеть в небе над Европой вереницу Boeing 777 и 747, которая летела из России в Испанию, сообщают «Известия».

 

Светлана Ставцева, RATA-news