Суд в Барнауле поддержал турагентство по иску за отмененный тур
В Барнауле прошло первое судебное заседание по иску туристов, которым из-за введенных ограничений аннулировали тур. Иск предъявлен туроператору и турагенту, то есть речь идет о солидарной ответственности.
Вопреки сложившейся традиции, на этот раз судья проявил лояльность именно к турагентству. И пояснил, что, вернув туристу комиссионное вознаграждение, агентство свои обязательства перед клиентом выполнило. Судья посоветовал истцу подумать о возможности перебронирования или убрать из исковых требований турагента как ответчика. Это важный пример для рынка. Хочется верить, что он говорит о смене настроения в судейской среде по отношению к турбизнесу.
Как пояснила RATA-news директор барнаульского турагентства «Арго» Ирина Слесарева, 3 марта 2020 года они забронировали для супружеской пары у оператора Coral Travel тур во Вьетнам с вылетом из Новосибирска на 3-15 апреля стоимостью 139 тыс. рублей. Поездка была полностью оплачена, деньги за вычетом агентской комиссии перечислены туроператору.
В связи с эпидемией и рекомендациями Ростуризма воздержаться от поездок туроператор был вынужден аннулировать заявку. При этом он гарантировал исполнение своих обязательств по возврату денежных средств, предложив клиентам перенести их на новую заявку в любом направлении и на тех же условиях.
«Однако 19 марта туристы потребовали вернуть им деньги. Мы передали их заявление туроператору, который 26 марта предложил сделать перенос денежных средств по заявке на оплату вновь выбранного тура в период до 31 декабря 2021 года, – рассказала Ирина Слесарева. – Но 30 марта клиенты потребовали расторжения договора. Туроператор уведомил нас, что передал документы в юридический отдел».
Агентство попыталось урегулировать вопрос с туристами в досудебном порядке, но безуспешно. 14 апреля пришло исковое заявление о взыскании денежных средств с них и оператора, а уже 15 апреля «Арго» вернуло туристам свою комиссию в размере 7118 рублей. На суде истец это отрицал и лишь потом, покопавшись в своих денежным переводах, подтвердил, что да, такая сумма поступила ему на счет. Оказывается, он даже не разобрался, что это за деньги – «я думал, аванс по зарплате пришел».
«Эти туристы оказались единственными среди наших клиентов, кто не согласился на перенос сроков тура. Конечно, мы волновались, как будет проходить судебное разбирательство, – рассказала г-жа Слесарева. – Решения еще нет, прошло только предварительное заседание. Но нам понравился общий настрой. Возможно, это связано с тем, что о турбизнесе на государственном уровне говорят, как о наиболее пострадавшей отрасли. Похоже, что судья понимает ситуацию, не видит оснований у клиента требовать возврата денег с агентства, если мы свои обязательства перед ним выполнили в полном объеме».
Следующее заседание по иску к турагентству «Арго» и туроператору Coral Travel состоится 24 июня. Судьи, по словам Ирины Слесаревой, как и весь туристический рынок, ждут постановления правительства после принятия поправок в федеральный закон №132 об отмене или переносе аннулированных поездок.
Сегодня, 27 мая, в барнаульском суде будут слушаться еще два аналогичных дела по искам к другим турагентствам. Интересно, какой будет позиция судей в этих случаях.
Светлана Ставцева, RATA-news
ПРОФЕССИОНАЛЫ
Марина Розанова
Профкурорт, коммерческий директор
«Наши "заграничные" клиенты мотивируют санатории становиться лучше»Александр Осипов
Ассоциация гидов-переводчиков, экскурсоводов и турменеджеров, руководитель
«С хорошим гидом люди забывают и о продавленной кровати, и что их неважно покормили»Инесса Короткова
Atout France, директор
«Российский турист во Франции – гурман, гедонист и образованный человек»Лидия Гетман
«Лидия Тур», директор
«Я начинала с того, что водила в Оренбурге автобус с туристами»Мария Трофимова
Агентство туризма и продвижения Тюменской области, руководитель
«Тюмень становится термальным курортом европейского уровня»Алексей Ретеюм
«Аптекарский огород», директор
«У меня никогда не было кабинета – для хорошего разговора нужны свободные пространства»Феликс Шпильман
Ostrovok.ru, руководитель
«Большинство партнеров сервиса B2B.Ostrovok – турагенты и тревел-менеджмент компании»Анатолий Гаркушин
«Пантеон», генеральный директор
«Давно планировали заняться российским рынком – и обстоятельства к этому подтолкнули»Юрий Колобов
«Роза Хутор», директор
«Стратегия развития курорта "Роза Хутор" связана с летним туризмом»Александр МЕЩАНКИН
Камчатка, социальный предприниматель
«Активные туры на Камчатку мы организуем даже для людей с ограниченными возможностями здоровья»Алла Беликова
Национальный туристический офис Германии, директор
«Для российских туристов посещение Берлина сродни паломничеству»Ольга ХОТОЧКИНА
Интурмаркет, директор
«"Интурмаркет" делает акцент на турпродукте ручной работы»Артем ЧЕРНЫШОВ
MITT, директор
«Наша задача – сделать MITT в «Крокусе» еще более эффективной площадкой для профессионалов»Наталья КОСЬМИНА
«Семь чудес света», руководитель
«Из-за высокой стоимости услуг в аэропорту Ростова-на-Дону туроператоры сокращают полетные программы»Алла ЦЫТОВИЧ
«Хотел Лофт», генеральный директор
«Мне достаточно зайти в любой хостел, чтобы за минуту понять, во сколько он обходится и сколько приносит»Артур МУРАДЯН
Space Travel, генеральный директор
«Рынок должен вернуться к классическому туроперейтингу»Виктория КИЗИМОВА
«Мой Агент», руководитель
«Бизнесу нужны более гибкие условия для покупки авиабилетов, чем прямым клиентам»Тарас КОБИЩАНОВ
«Русский Экспресс», генеральный директор
«Мы создали инструмент, позволяющий агентству удержать туристов от ухода в самостоятельное плавание»Дмитрий ФОМИНЦЕВ
«ТурТрансВояж», генеральный директор
«Туристу надо предлагать то, что он не сможет организовать самостоятельно»Светлана ДРОЗДОВА
«Русский Экспресс», директор департамента FIT
«Выиграет тот, у кого хорошие цены, сервис, скорость и технологии»