Пегас с 18 октября

Тунис: сенсация не состоялась

Когда весной этого года RATA-news проводила мини-опрос фирм, занимающихся тунисским направлением, в голосах менеджеров слышалось радостное нетерпение. Всем казалось, что Тунис может стать чуть ли не летней сенсацией (RATA-news от 21 апреля 2003 г.). Во всяком случае, спрос в эту страну, в частности, на майские праздники, вырос тогда в среднем на 30% по сравнению с аналогичным периодом прошлым годом. Война в Ираке и последовавшее снижение спроса на Турцию и Египет, эпидемия SARS, активная рекламная деятельность тунисского Министерства по туризму – все эти факторы должны были резко повысить интерес к Тунису. Однако теперь, на исходе летнего сезона, можно констатировать, что сложилось все не совсем так, как ожидалось.

Пожалуй, Наталья Чижова, куратор направления компании «Инна-тур», была наиболее точна в оценке ситуации: «Нет никакого ажиотажа вокруг Туниса. Как только стабилизировалась обстановка на традиционных летних направлениях, спрос на Тунис вернулся к своему обычному состоянию». Светлана Голикова, старший менеджер компании «Туральянс», добавила: «Сенсации и не должно было быть. Это направление известно отечественному турбизнесу с 1996 года. Просто наши усилия, наконец-то, дали результаты, и народ поехал в эту страну активнее». Елена Рабе, менеджер компании ICS, занимающейся Тунисом в течение шести последних лет, пусть косвенно, но подтвердила стабильный, без признаков ажиотажа, спрос: «Тунис всегда хорошо идет, иначе мы не занимались бы им столько лет».

Интересна точка зрения той компании, которая, воодушевившись благоприятными прогнозами, впервые пришла на тунисский рынок. Но и генеральный менеджер фирмы «Пегас туристик» Анна Подгорная тоже нарисовала очень спокойную картину: «Нам удалось выполнить все, что мы планировали, но не более того. Мы, конечно, не будем уходить из Туниса. Направление перспективно, оно вполне может развиваться параллельно с турецким и египетским». Но все-таки, считает Светлана Голикова, круглогодичным это направление стать не сможет: «В Тунисе, в отличие от Египта, например, зимой не так уж и жарко. Рассчитывать стоит, в основном, на сентябрь, октябрь, и, может быть, на начало ноября. Поздней осенью поводом для посещения страны станет популярная здесь талассотерапия. Такие услуги оказывают многие отели». Наталья Чижова убеждена, что количество туристов на этом направлении расти не будет, так как спрос уже определился.

Что же происходит с продажами в данный момент? Сейчас, судя по ответам менеджеров, число желающих отправиться в Северную Африку существенно снизилось. Хотя это вполне естественно, так как «ушел» контингент родителей с детьми. Менеджер «Ванд интернешнл» Анна Меньшакова рассказала, что у них есть запросы на конец сентября. «Люди теперь не ждут горящих путевок, а заботятся о своем отдыхе заранее», - добавила она. Дмитрий Чичканов из компании «Скайвэй» говорил о 2-3-недельной глубине продаж на сентябрь. К сожалению, Халиль Муэль, руководитель тунисского направления «Интуриста», отказался рассказать о том, как обстоят дела со спросом, сославшись на коммерческую тайну. Жаль, ведь «Интурист» занимается Тунисом еще с советских времен и сейчас позиционирует себя в качестве компании № 1 в этом сегменте рынка.

Итак, тунисское направление не вполне оправдало возлагавшихся на него надежд. Излишний оптимизм в начале сезона привел к тому, что, как сказала г-жа Чижова из «Инны-тур», на этом направлении появилось немало новичков. Обилие и разнообразие предложений превысило спрос. Привело это к знакомой ситуации: переизбыток рейсов и демпинг. Дмитрий Чичканов согласен с тем, что перебор есть: «В прошлом году летало не больше пяти самолетов, а в этом – уже 11-12». Из всех опрошенных нами компаний, пожалуй, только «Ванд» и ICS не стали ставить свои чартеры, а берут блоки у других операторов. «Туральянс» поставил чартер еще с 23 марта и до мая летал в одиночестве. Потом были вторая цепочка с середины июня и третья, короткая, с середины августа. Компания работала с «Оренбургскими авиалиниями» и московским «Авиаэнерго». У «Пегаса» в начале сезона был один чартер с «Сибирью» по воскресеньям, сейчас их уже два – по средам и субботам. «Интурист» поднимает три своих чартера с «Красноярскими авиалиниями», один по четвергам и два воскресных. Летает он также из Самары и принимает участие в продажах других бортов. У «Скайвэя» есть и блоки, и свои самолеты, которые они поднимают с «Пермскими авиалиниями». «Инна-тур» летает на аэрофлотском Ил-86 два раза в неделю – по четвергам и воскресеньям. Как выразилась Анна Меньшакова из «Ванд интернешнл»: «Рейсов многовато, надо снять хотя бы парочку. В конце июля поднялись еще и «Аэрофлот», и «Пермские авиалинии».