Таиланд
RATA-news в Telegram-----------------RATA-news в Telegram-----------------

Новая реальность и как в ней выжить турбизнесу

Главный источник оптимизма в нынешних условиях – переход самостоятельных туристов на организованное бронирование, полагает генеральный директор холдинга «Русский Экспресс» Тарас Кобищанов.

Выступая перед турагентствами на конференции «ТрЭволюция» в Москве, г-н Кобищанов детально проанализировал ситуацию на рынке и дал ряд конкретных рекомендаций, как действовать в изменившихся условиях.

«ТрЭволюция» – большой образовательный проект «Русского Экспресса», включающий серию конференций для профессионалов туриндустрии. После двухлетнего перерыва из-за пандемии «ТрЭволюция» недавно прошла в пяти городах – Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Казани, Новосибирске и Москве – и собрала в регионах более 1200 представителей туриндустрии. Первая серия конференций состоялась еще в 2019 году также в пяти городах страны.


После начала спецоперации ситуация на рынке резко изменилась: повысились цены на туруслуги, в России прекратили работу международные платежные системы, появились ограничения на снятие денег с банковских счетов, на вывоз валюты, произошли резкие скачки курса. По словам г-на Кобищанова, новая реальность – это исчезновение горящих туров, необходимость покупать их заранее. Потребители часто не успевают за этими изменениями.

Объявление частичной мобилизации стало очередным испытанием для индустрии. «Мы видим настоящий потребительский стресс, – сказал глава «Русского Экспресса». – Ситуация в целом непростая, есть проблемы с картами «Мир», резко возросла стоимость авиаперевозки. Но из-за пандемии мы уже и так два года работаем в сильно изменившихся условиях и даже научились зарабатывать в новых реалиях. Более того, 2022 год стал для «Русского Экспресса» самым успешным по объемам продаж и доходности за все 27 лет жизни холдинга. Насколько я знаю, многие наши розничные партнеры также или вышли на допандемийный уровень или даже превзошли его».


Лучшим этот год оказался потому, что стало гораздо меньше бюджетных туристов, которые в погоне за скидками буквально изматывали турагентов. «Многие компании сейчас этих клиентов потеряли, зато освободили ресурс, который можно направить на более эффективную работу. Скидки и горящие туры исчезли как явление в ситуации, когда все продано вперед, есть дефицит мест и билетов», – пояснил эксперт.

Кроме того, кризис подчистил рынок – выжили сильнейшие. В этом смысле многие компании встретили очередной удар уже подготовленными. «Они избавились от лишних расходов, нарастили новые компетенции, понимая, что изменения – неотъемлемая часть нашего бизнеса. Они не опускают руки и готовы учиться. Об этом говорит сам факт участия в наших конференциях более 1900 агентств по всей стране», – заметил эксперт.

По словам Тараса Кобищанова, турбулентность сохранится, надо быть к этому готовыми. Преимущество турбизнеса в том, что благодаря профессионализму он адаптируется к новой реальности быстрее, чем клиенты, так что многие минусы нынешней ситуации могут стать для турфирм большими плюсами.

Первый тренд – переход самостоятельных туристов на организованное бронирование. По статистике, до пандемии доля организованных туристов в общем турпотоке составляла 60%, а после – 84%. И эта цифра будет расти, так как с уходом международных систем бронирования таким путешественникам стало гораздо сложнее, а иногда просто невозможно самим организовать поездку. Большие проблемы с авиабилетами. Зарубежные перевозчики не просто ушли из России, но и из BSP – их невозможно забронировать. И все это работает на турагентства.

«Мы это видим по своей статистике. Объем продаж авиабилетов на нашей платформе Online Express в августе 2022 года вырос по сравнению с 2018 годом на 3316%! Хотя показатели роста и в предыдущие годы были значительными. В августе 2019 года он составил 420%, в 2020 – 147%, в августе 2021 – 218%», – рассказал г-н Кобищанов.

«Уверен, многие турагенты могут снова начать зарабатывать на авиабилетах, как это было в 90-х годах и стало тогда основной статьей их дохода. Не надо этого стесняться. Для нас как туроператора главное, чтобы агентства преуспевали, это основа нашего бизнеса», – пояснил эксперт.


Важнейший вывод: если последние несколько лет о турфирмах нередко говорили как о ненужных посредниках, «помогайках», накручивающих свой процент, то сейчас их компетенции оказались остро востребованы и оценены. Как следствие, в «Русском Экспрессе» фиксируют рост глубины бронирований. В марте-апреле было ее резкое сокращение до 5-6 дней, а в июне-августе глубина достигла 14-18 дней. Это очевидное доказательство роста доверия к турбизнесу.

После ухода Booking.com, на долю в России которого приходилось до 80% продаж размещения, освободилась огромная ниша, в вакууме оказались и отели, и туристы. Постепенно туристы перераспределились: часть (30-40%) начала бронировать отели у российских ОТА, 30-40% – на сайтах отелей, 20-30% – обращаются в турагентства, которые таким образом получили новых клиентов. Многие компании были вынуждены перестраиваться, так как до этого занимались в основном пакетными турами.

На платформе Online Express динамика продаж размещения выглядит не так впечатляюще, как авиабилетов, но тоже очень показательна: по сравнению с 2018 годом они выросли в восемь раз. Средний чек в отелях за это время увеличился вдвое – с $283 за ночь в 2018 году до $531 в августе нынешнего года.

Дополнительное преимущество турагентствам дал кэшбэк, оно заключается в динамическом пакетировании. Платформа Online Express позволяет мгновенно соединить билет, трансфер и сэкономить на этом. На эту экономию накладывается еще государственная скидка в виде кэшбэка в 20% – со всего турпакета, а не отдельной услуги. Клиент не может не оценить этого, полагает Тарас Кобищанов.

Глава «Русского Экспресса» уверен, что новая реальность создает условия для появления нового турпродукта. Оператор готовит туристам новое предложение с комиссией для агентств – шопинг-карты на $1000-10000 для покупок в торговых центрах Абу-Даби. Они будут оформляться при бронировании тура в России, причем за рубли, что важно при имеющихся ограничениях на вывоз наличной валюты.

«Нет смысла вспоминать, что было. В ближайшие годы этого не будет. Надо учиться изменяться, расти, эволюционировать», – заключает Тарас Кобищанов.

Светлана Ставцева, RATA-news