Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам
Интервью

Тарас Кобищанов: «Из каждого кризиса «Русский Экспресс» выходил преображенным и становился сильнее»

07:42, 28 апреля 2021

25-летие «Русского Экспресса» совпало с очень непростым периодом в жизни турбизнеса. Но у основателя и генерального директора холдинга Тараса Кобищанова свое отношение к кризисам. И сегодня глава компании говорит не о пережитых потрясениях, а о том, что рынок оживает, продажи растут, спрос становится ажиотажным. О каких направлениях идет речь и почему – читайте в интервью.


- Тарас, как вы оцениваете нынешнее состояние отрасли?

- Отрасль по-прежнему испытывает дефицит предложения и очень неровный спрос. По тем странам, которые открываются, идет сверхактивное бронирование. Но мы понимаем, что эти направления концентрируют на себе спрос с закрытых стран. И те рекордные показатели, которые в прошлом году были по России, а сейчас идут по Мальдивам и ОАЭ, во многом связаны с тем, что на рынке очень мало предложений.

Делать какой-либо анализ изменений покупательской способности населения или давать прогнозы по поводу открытия стран и поведения спроса сейчас, думаю, невозможно. Но можно предположить, что, с одной стороны, люди соскучились по отдыху – многие не вывезли к морю детей, не погуляли по улочкам европейских городов, не позагорали под пальмами. Значит, они стремятся сделать это сейчас. С другой стороны – ковидные ограничения, необходимость сдавать ПЦР-тесты и вообще нервозная обстановка тоже накладывают свой отпечаток.

Мы наблюдаем очевидное сокращение глубины бронирований по зарубежному отдыху. Те же ОАЭ или Мальдивы пользуются спросом «здесь и сейчас» – туры бронируют накануне, продажи вперед практически отсутствует. Но что касается России, то тут, не без помощи программы кэшбэка, достаточно активно бронируется лето и даже период до ноября.

- Какой продукт «Русский Экспресс» предлагает по России и как вы оцениваете спрос?

- Спрос ажиотажный. Во многом, конечно, благодаря закрытым границам и, повторю, программе кэшбэка. Но и мы провели большой предварительный контрактинг. В этом году взяли блок мест из Москвы, Петербурга и Екатеринбурга на все основные курорты Черноморского побережья – Сочи, Анапу, Геленджик и Симферополь. Это что касается авиаперевозки. И, конечно, довольно много отелей. Линейка наших предложений включает около 200 объектов размещения, из которых более 70 на гарантии с начала июня по конец сентября.

Есть популярные объекты, которые продаются прекрасно и с хорошей глубиной, например, «Прометей клуб», где у нас большие блоки. Сейчас не спрос сейчас определяет предложение, а наоборот. Объекты среднего ценового уровня бронируются в более спокойном режиме.

- А нет ли ощущения, что спрос на российские курорты может быть заметно выше предложения?

- На отели, которые провели реновацию, предложили хороший сервис и ведут разумную ценовую политику, спрос сейчас уже значительно выше предложения. По некоторым мы получаем stop sale. Они проинвестировали в развитие – и теперь получают дивиденды. Это, например, санатории «Адлеркурорт» и «Металлург» в Сочи, «Малая Бухта» в Анапе, пансионат «Приветливый берег» в Геленджике. Но есть и другие, они, скорее, работают по инерции. По ним не ожидаю какого-то бума.

- Открытия каких стран ожидаете в ближайший месяц?

- Хотелось бы, конечно, чтобы открылись все. Но в мае масштабного возвращения направлений ждать не стоит. А вот с июня, вероятно, откроется часть средиземноморских стран. И чартеры в Египет тоже, скорее всего, приурочат к этому времени.

Турцию, как нам более чем прозрачно намекнула Татьяна Голикова, мы в ближайшее время не ждем. Скорее всего, перевозка в эту страну – сначала регулярная – начнет восстанавливаться с июля. В августе-сентябре можно ожидать чартерных программ.

- Как бы вы оценили активность турагентов, в том числе в регионах? Можно сказать, что отрасль оживает?

- Да, безусловно. Нас очень радует, что из группы наших топовых «Драгоценных агентов» не подает признаков жизни не более 5%. Это значительно меньше, чем в целом по отрасли. Очевидно, что прекращают существование маленькие сезонные турфирмы. Те, что побольше, провели оптимизацию, сократили штат, отказались от офиса – но продолжают работать.

- Вы отмечаете оживление по всем проектам «Русского Экспресса»?

- Да, не только в продаже пакетных туров. Видим активность и на других площадках холдинга. В разы выросло число бронирований на платформе «Онлайн Экспресс», где можно найти объекты размещения – как российские, так и зарубежные – по привлекательной стоимости. Из-за неровной загрузки от туроператоров многие из отелей «выкидывают» в системы бронирования специальные цены, которые мы можем предложить нашим агентствам.

Каждый месяц лавинообразно растет количество запросов на площадке FIT-express. По объему индивидуальных заказов мы уже почти приблизились к допандемийным показателям.

В целом продажи по всему холдингу стабильно растут, что очень радует. И, что важно, заметно изменился средний чек. Туристов, возможно, стало меньше, но, в силу существенного роста стоимости тура, наш оборот в апреле превысил уровень 2019 года.

Еще одна характерная тенденция. Туристы стали чаще обращаться в турагентства, так как рынок очень хорошо проявил себя во время пандемии – и в самом начале, и сейчас, когда закрылась Турция. Работает фактор доверия. Многие понимают, что надежнее полететь через туркомпанию, чем самостоятельно, чтобы, в случае чего, не остаться один на один со своими проблемами.

- Закрытие Турции и Танзании как-то затронуло «Русский Экспресс»? Может быть, вы почувствовали перераспределение спроса и повышение интереса к направлениям, с которыми работаете?

- Закрытие Танзании затронуло очень слабо, в этой стране у нас было немного туристов. А вот в Турции да, туристы были – и в Стамбуле, и в Анталии, и на Эгейском побережье. Мы не препятствовали агентствам, которые спрашивали о возможности забронировать для этих туристов другие направления.

Что касается перераспределения спроса, то в первую неделю после закрытия Турции был просто бум, рекордное количество заявок за всю историю «Русского Экспресса». Это было связано и с предстоящими майскими праздниками, но свою долю внесла и турецкая проблема – многие пытались перебронироваться. Сейчас тот ажиотажный спрос несколько стих, но продажи все равно идут активно. И это понятно – у туроператоров объем перевозки на Турцию в нынешнем сезоне достигал около 9 млн кресел, что в десятки раз превосходит все остальные открытые направления вместе взятые, кроме России.

Когда появятся чартеры в Египет, спрос частично перераспределится. Но в силу погодных условий множество туристов, конечно, будут очень ждать Средиземного моря.

- В условиях закрытых границ на внутренний рынок вышли очень многие туроператоры, которые прежде работали только на выезд. Проведем аналогию: как вы думаете, можно ли предположить, что с открытием Египта это направление также будут предлагать большинство компаний? Каковы планы «Русского Экспресса» на этот счет?

- Полная аналогия вряд ли возможна. Ведь туры в Египет базируются преимущественно на чартерной авиаперевозке. По России продажи полных пакетов составляют лишь около 30% общего объема, остальное – наземное обслуживание. Туристы либо приобретают билеты сами, либо добираются на юг на машинах или поездах. До Египта так не доедешь, поэтому, скорее всего, туроператоры с масштабными чартерными программами сконцентрируют в своих руках большую часть спроса.

У нас и так активно шли продажи Египта на платформе «Онлайн Экспресс»: динамические пакеты и бронирование наземного обслуживания и отелей высокой категории. Эту нишу мы планируем сохранить и после открытия направления.

- В начале месяца «Русский Экспресс» отпраздновал 25-летие. Это серьезная дата. А какой вы видите свою компанию еще через 25 лет?

- Для нас это четвертый кризис. Из каждого «Русский Экспресс» выходил преображенным и становился сильнее. Уверен, так произойдет и сейчас. Из пандемии мы выйдем, переосмыслив многие процессы, и сможем развиваться дальше – до следующего кризиса, который неизбежно наступит. В принципе, так и работает экономика.

Обсудить в telegram

вам может быть интересно