От банкротства Polar Tour может пострадать до 20 тысяч туристов
Ситуация с турагентствами, пострадавшими от исчезновения компании-посредника Polar Tour, продолжает обрастать подробностями, которые проясняют истинный масштаб произошедшего. И он поражает – и финансовыми потерями компаний, и глубиной правовой неграмотности на розничном рынке.
По экспертным оценкам, количество пострадавших агентств достигает 500, а туристов, которые купили у них туры, до 20 тыс. Всего, как предполагается, было забронировано туров на 200 млн рублей. Точных данных пока ни у кого нет. Кто-то считает, что 20 тыс. туристов – это перебор, а кто-то, напротив, что эта цифра более чем реальна. Вот пример: только у одного из туроператоров, причем не так уж активно сотрудничавшего с Polar Tour, по данным на 18 июня от пострадавших агентств была принята 281 заявка. Из них оказались оплачены 23 – на 70 человек, а неоплаченных 258 – на 707 человек! И это, повторим, только у одного туроператора и по данным на 18 июня, то есть на первый рабочий день после исчезновения компании. Сейчас эти цифры растут, как снежный ком, и речь не только о ближайших датах: глубина бронирований через Polar у многих турагентов достигает конца текущего года.
Соответственно неоплаченные заявки туроператор вынужден аннулировать либо агентство должно заново их оплатить. Агентства называют суммы конкретно своих потерь от нескольких десятков тысяч – до 16 миллионов рублей! Для многих это настоящая катастрофа. Некоторые уже потратили свои личные средства, чтобы повторно оплатить туры с вылетами в ближайшие даты. Одни берут кредиты, за которые несколько лет будут расплачиваться своим заработком, другие продают автомобили. До квартир дело пока не дошло, но многие находятся в состоянии полного отчаяния. Понятно, что большинство пострадавших – женщины, у которых семьи, дети. И это не может не вызывать сочувствия.
Тем не менее очевидно, что большинство из них работало с нарушениями законодательства, и именно поэтому сейчас у них нет многих необходимых документов, в том числе об оплате туров. Деньги зачастую перечислялись на личные карты сотрудников Polar Tour. Кто-то работал с этой компанией как с туроператором, и для многих стало открытием, что ни одно юрлицо из «группы Polar» туроператором не является и в Едином федеральном реестре не состоит.
Другие, напротив, выбирали Polar – почему бы вы думали? Один агент сказал нам буквально следующее: у туроператоров большие риски, ведь у них чартеры, а у центра бронирования рисков нет, он только деньги перечисляет, так что он, конечно, надежнее. Железная логика. И почти никого не интересовало, почему у посредника такие низкие цены и такие хорошие комиссии, особенно в последнее время. Или как у перекупщика продукт может быть дешевле, чем у туроператора.
Очевидно, что и во взаимоотношениях туроператоров с почившей компанией тоже не всё в порядке. Polar представлял себя как партнера 36 операторов, предлагал повышенную комиссию и… прямое бронирование. Это было обозначено на сайте посредника, туроператоры вряд ли не знали о таком «позиционировании».
У некоторых агентств есть подтверждения от отелей о бронировании на конкретные фамилии, а туроператор эту заявку «не видит» – и хорошо, если потом вдруг «находит», случается и такое. Турагенты подозревают, что некоторые операторы намеренно скрывают информацию о договорных отношениях с юрлицами Polar и об оплаченных заявках, чтобы присвоить деньги. И собирают доказательства.
Не желая – точнее, не имея возможности нести на себе весь груз ответственности за случившееся, агентства подают заявления в полицию, причем не только на Polar Tour, но и на туроператоров. Говорят, что ненайденные или аннулированные заявки – это сокрытие полученных туроператором средств. И даже предполагают, что «кое-кто» знал о готовящемся бегстве Polar Tour и поэтому заранее аннулировал брони в отелях. Хотя, конечно же, понимают – но не хотят верить – что Polar мог бронирование сделать, а деньги не перевести. И даже то, что компания исчезла, не оставив ни единого контакта, их не убеждает. В любом случае, они требуют прозрачного расследования по каждой заявке.
К решению своих проблем агенты подключили депутатов, написали Владимиру Путину и вице-премьеру Ольге Голодец. В том числе они просят воздействовать на Ростуризм, который наличие проблемы признал, но никаких конкретных мер не предпринял. В агентствах уверены, что, если власти не вмешаются, ситуация в очередной раз ударит по имиджу всей отрасли.
Ростуризм, как сообщили нам в ведомстве, уже принял 100 заявлений от пострадавших турагентств, жалобы продолжают поступать, но в меньшем объеме. В каждом случае Ростуризм отправляет запрос соответствующему туроператору – и, как правило, получает ответ об отсутствии оплаты со стороны Polar. Но, по словам представителя Ростуризма, информация также передается в МВД.
По словам неформального руководителя инициативной группы турагентств Сурена Джулакяна, директора компании «Велтра», агентства пытаются задействовать все возможные каналы влияния на ситуацию. «Мы ищем помощь везде – потому что время работает против нас. Нам надо, чтобы не сорвались туры, но ясно, что этот груз мы одни не потянем. Обращаемся к операторам, к банкам представителям власти всех уровней. И отдача уже есть, нам идут навстречу, как это было и в первый раз, когда мы собрались в компании «Анекс». Но отдельные уступки операторов не спасают ситуацию», – сказал г-н Джулакян RATA-news.
Эксперт уверен, что происходящее – это системный кризис, и часть ответственности лежит и на других участниках рынка, в том числе на туроператорах. И на Ростуризме, потому что он – регулятор, и в его компетенции создавать понятные правила работы.
Кстати, в самой «Велтре», по словам Сурена Джулакяна, через посредника была оформлена всего одна путевка на сравнительно небольшую сумму.
По словам Александра Байбородина, директора компании «Юристы для турбизнеса Байбородин и партнеры», в случае с Polar Tour туроператоры сначала резко отстранились, ушли в глухую оборону – и это, конечно, не способствовало решению проблем. С другой стороны, полагает эксперт, такую линию поведения тоже можно понять: прежде многие из них не раз сталкивались с мошенничеством со стороны скрывшихся турагентств, повторно оплачивая отдых их клиентов.
Сам факт, что агентства, пострадавшие от Polar Tour, объединились, представляется г-ну Байбородину примечательным: «История знает не так много случаев, когда агентам удавалось сообща отстаивать свои интересы. И первые результаты такой кооперации уже есть. Некоторые туроператоры начали встречное движение: предлагают агентам оплатить повторно туры с дополнительной скидкой, а также сообщают номера заявок». По его словам, это лучше, чем ничего, но по-прежнему не решает проблем тех агентов и туристов, которые просто не в состоянии оплатить тур повторно.
Добавим, что не ко всем туроператорам, работавшим с Polar Tour, у турагентов есть серьезные претензии. Некоторые по предоплаченным заявкам делают скидку на недостающую часть суммы, а бывает, что и закрывают глаза на небольшую недоплату. А если агентство вынуждено полностью оплачивать тур из своих средств, то, по-возможности, пересчитывают в сторону уменьшения и дают повышенную комиссию.
«Думаю, компромиссное решение, которое обычно и самое выгодное, это если всем сторонам, пострадавшим от Polar – агентам и операторам – удастся сесть за стол переговоров и наметить разумный план действий», – сказал RATA-news г-н Байбородин.
Светлана Ставцева, RATA-news