Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Главные новости

Счетная палата оценила эффективность господдержки внутреннего туризма

07:41, 29 апреля 2022

Счетная палата проанализировала эффективность государственной финансовой поддержки внутреннего и въездного туризма в 2019-2021 годы.

В отчете, в частности, отмечается, что значительный объем средств был направлен на создание модульных гостиниц, пунктов проката, развлекательной инфраструктуры и др. В 2020 году на эти цели федеральный бюджет выделил 1,25 млрд рублей, в 2021 году – 1,22 млрд рублей.

Как показала проверка, этот механизм господдержки оказался востребованным: только в 2020 году в конкурсе Ростуризма победили 474 заявки. Однако из-за позднего срока его проведения почти вся зарезервированная на тот год сумма осталась неосвоенной. Результаты конкурсов были отменены, а 1,2 млрд рублей, выделенные на 2020 год, были перераспределены на следующий год на эти же цели.

В 2021 году средства были доведены до грантополучателей не в полном объеме, кассовое исполнение составило около 90%. В результате 25 грантополучателей отказались от заключения соглашений, 76 млн рублей остались не использованы и возвращены в бюджет.

Учитывая эти факторы, использование средств, выделенных на поддержку предпринимательских инициатив, Счетная палата признала неэффективным.

Еще одно важное направление поддержки – софинансирование строительства объектов обеспечивающей инфраструктуры туристических кластеров. Эта мера реализуется с 2011 года. В 2019-2021 годах в программе приняли участие 26 регионов, создан 31 кластер. Общий объем затраченных средств составил 20,7 млрд рублей. При этом в 2019 году почти треть указанных средств была использована без достижения требуемого результата, в 2020 году – 45%.

Как отмечено в отчете, ряд положений нормативных и распорядительных документов требуют доработки. Например, правилами предоставления и распределения субсидий на создание туристических кластеров не в полной мере предусмотрены обязательства и ответственность субъектов РФ по привлечению частных инвестиций. Не установлены требования к составу документов, подтверждающих привлечение средств из внебюджетных источников, к инвестиционным проектам и решениям, предлагаемым инвесторами, отсутствует порядок внесения изменений в инвестиционные проекты, не определены меры ответственности инвесторов за неисполнение обязательств.

На практике это приводит к существенному изменению инвестиционного проекта по сравнению с прошедшим отбор первоначальным вариантом, подмене инвестиционных решений, влекущей изменение конечных результатов. Так, в туркластере «Русская поляна» в Карачаево-Черкесии в инвестиционный план было включено строительство гостиницы на 166 мест. Однако в плановые сроки гостиницу не построили, а в качестве подтверждения инвестиций в отчет были включены гостевые домики, расположенные на территории кластера.

Сравнительный анализ турпотоков в туристическом кластере и в соответствующем регионе в целом показал, что рост наблюдается во всех 12 кластерах и в 11 из 12 регионов. Исключение составляет Оренбургская область, где отмечено сокращение прибытий при достаточно динамичном развитии кластера. В 9 из 11 кластеров темп роста турпотока опережает аналогичный показатель в регионе. Это свидетельствует о положительном влиянии туркластеров на развитие туризма в субъекте в целом. В Адыгее и Краснодарском крае рост турпотока в туркластерах ниже, чем в регионе. Это объясняется небольшим размером кластеров и близостью черноморских курортов.


Анализ динамики налогов, поступающих в бюджеты по организациям, осуществляющим в туркластерах коммерческую деятельность, показал, что в среднем прирост налоговых поступлений в год окончания проекта по сравнению с годом, предшествующим его началу, составил 80%.

Но есть и негативные примеры. В Хабаровском крае собрали налогов на 14% меньше, чем до начала создания кластера «Остров Большой Уссурийский – Шантары». Для сравнения: в Ставропольском крае строительство «Эко-курорта Кавминводы» увеличило налоговые поступления в 9 раз.


Анализ достижения показателей технической готовности объектов обеспечивающей инфраструктуры показал, что в 2019-2020 годах часть регионов запланированного уровня не достигла.

Например, в Хабаровским крае в 2019 году не была построена дорога в рамках создания кластера «Комсомольский». На 1 января 2020 года техническая готовность составляла 3,8% при плане 100%.

В Вологодской области техническая готовность по берегоукреплению в кластере «Русские берега» на 1 октября 2021 года составила 18%, хотя работы должны были полностью завершиться к 1 января 2021 года.

В Нижегородской области перехватывающая парковка в туркластере «Арзамас – Дивеево – Саров» на 1 октября 2021 года была готова на 3%. А запустить ее планировалось к 1 января 2021 года.

По состоянию на 1 января 2020 года в трех вышеуказанных регионах не были введены в эксплуатацию 5 из 12 объектов обеспечивающей инфраструктуры (41,7%), техническая готовность которых составила от 3,8% до 89%.

В целом по итогам 2020 года не введены в эксплуатацию 13 из 17 объектов обеспечивающей инфраструктуры (76,5%) в семи регионах.

 

Обсудить в telegram

вам может быть интересно