Travelport с 25 октября

В эпоху пандемии туроператоров продолжают судить по законам «мирного времени»

В Якутии суд по иску туристов, которым из-за коронавирусных ограничений аннулировали тур, постановил взыскать с туроператора не только денежные средства по договору, но еще и моральную компенсацию, и штраф.

Как рассказала RATA-news юрист благовещенской компании «Дальневосточный Феникс» Екатерина Федорова, Олёкминский районный суд Якутии вынес такое решение 17 июля 2020 года, хотя еще в мае Госдума приняла закон № 166-ФЗ об особом порядке отмены либо переноса приобретенных у туроператоров поездок и, соответственно, расторжения договора с туристами и возврата средств.

«Суд не учел также то, что в стадии подписания находилось положение правительства, которое регулирует подобные споры, и те пункты договора, которые освобождают туроператора от ответственности в случае массовых заболеваний», – сказала юрист туроператора. – Мы считаем это решение незаконным».

Правда, само постановление правительства, определяющее особенности исполнения и расторжения договора о реализации турпродукта, было подписано 24 июля. Но документ широко анонсировался, и в суде вряд ли о нем не слышали. Более того, есть прецеденты, когда суды выносили решения по искам туристов уже с учетом этого постановления.

Как пояснил RATA-news глава Правовой комиссии РСТ, генеральный директор компании «Персона Грата» Георгий Мохов, постановление принято во исполнение федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», что наделяет его большим юридическим весом. «Суды не смогут игнорировать его положения. Они обязаны будут их применять при рассмотрении споров туроператоров и турагентов с туристами. Причем даже по искам, поступившим до принятия постановления», – уточнил эксперт.

Тем не менее, суд в Якутии вынес решение без учета этих обстоятельств. «Это первое решение по суду и, к сожалению, не в нашу пользу. В суд обратились еще около 20 туристов, сейчас их иски находятся в стадии разбирательства, - сообщила Екатерина Федорова. – Мы реализуем туры только в Китай, так что ситуация с коронавирусом коснулась нас в первую очередь. 80% туристов подали заявление на возврат, заявления от них мы начали получать с 24 января 2020 года».

История такова. Туристка 25 декабря 2019 года приобрела в агентстве «Азия Тур Якутск» тур на двоих в Китай на 13-27 февраля 2020 года стоимостью более 132 тыс. рублей. Исполнителем заказа выступал туроператор «Дальневосточный Феникс». Но тур был отменен в связи с распоряжением правительства от приостановке со 2 февраля безвизовых поездок между Россией и Китаем.

3 марта туристка обратилась к турагенту и туроператору с требованием о расторжении договора и возврате денежных средств. Агентство аннулировало заявку и отправило туроператору запрос на возврат денег. Туроператор предложил в течение семи рабочих дней вернуть агентству 30% от полученной оплаты, а остаток будет числиться за турагентом и возвращен туристке не позднее двух месяцев после возобновления турпоездок в Китай. Туристка отказалась и от этого, и от предложения оператора перенести сроки путешествия на 2020-2021 годы. В агентстве ей ответили, что в таком случае могут вернуть лишь агентское вознаграждение.

Тогда представитель местного управления Роспотребнадзора от лица туристки обратился в суд с иском о взыскании с туроператора и турагента всей суммы по договору, а также неустойки за период просрочки, равной стоимости путевки. За перенесенные «нравственные переживания в связи с несвоевременным возвратом денежных средств» – еще 10 тыс. рублей в качестве компенсации морального вреда, а также штраф за несоблюдение требований в добровольном порядке в размере 50% от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

Агентство «Азия Тур Якутск» вернуло туристке комиссионное вознаграждение. Оператор с иском не согласился, попросил исковые требования туристки не удовлетворять, так как вопрос о возврате денег истцу находится на стадии досудебного урегулирования. Дважды в отзывах суду компания указывала на специальную норму права по закону №166.

Суд констатировал, что туруслуги не были предоставлены агентством и оператором по независящим от них причинам, то есть в обстоятельствах непреодолимой силы, а также то, что туроператор предпринял необходимые усилия, чтобы договориться с клиентом. Тем не менее, даже в чрезвычайной ситуации его решили судить по законам «мирного времени» – за исключением неустойки суд выполнил все требовании истца.

С компании «Дальневосточный Феникс» в пользу туристки должна быть взыскана стоимость тура за вычетом комиссии агентства, а также компенсация морального вреда – 3 тыс. рублей и штраф более 61 тыс. рублей, всего – 185 824,08 рублей. Кроме того, компании придется оплатить госпошлину.

Туроператор намерен обжаловать это решение. RATA-news следит за развитием событий.

Светлана Ставцева, RATA-news