Донинтурфлот
RATA-news в Telegram-----------------RATA-news в Telegram-----------------

Авиационный коллапс: критика сверху

Вчера на заседании правительства РФ Владимир Путин раскритиковал работу аэропортов в резкой форме. «С людьми как вы работали?! Никак! Аэропорт «Домодедово» в силу аварии, вообще был отключен от электроснабжения, а люди продолжали приезжать в аэропорт. Ну, предупредили бы людей, что все, аэропорт находится в аварийном состоянии, вылеты невозможны», - сказал премьер, обращаясь к руководству столичных аэропортов и компании «Аэрофлот». В ответ, по сообщению РИА «Новости», представители «Домодедово», «Шереметьево» и «Аэрофлота» по очереди объяснили причины сбоев в работе.

В частности, глава «Аэрофлота» Виталий Савельев заявил, что из-за ледяного дождя самолеты покрылись льдом, а жидкости для обработки воздушных судов не хватает. Он напомнил, что на территории России подобные средства не производятся и их приходится покупать за рубежом. Г-н Савельев сообщил, что запасов жидкости для обработки самолетов авиакомпании хватит только до 31 декабря.

По мнению главы аналитической службы агентства «Авиапорт» Олега Пантелеева, причиной всех бед «Шереметьево» стало «отсутствие у «Аэрофлота» и специалистов терминала D опыта работы в такой критической ситуации. Как сообщил г-н Пантелеев РИА «Новости», только после того, как в ситуацию вмешались авиационные власти, были приняты «болезненные» решения отменить ряд рейсов, что позволило "Аэрофлоту" высвободить часть воздушных судов. Всего «Аэрофлот» вынужден был отменить почти двести рейсов.

«Если бы авиакомпании действительно имели представление о масштабах проблем, можно было бы пересмотреть расписание, чтобы как минимум питерские рейсы переложить на авиакомпанию ГТК «Россия», которая выполняет полеты из Внуково и искать локальные варианты, как упростить ситуацию», - сказал Олег Пантелеев. По его словам, непонятно, почему «Аэрофлот» не смог обеспечить необходимый запас противообледенительной жидкости, хотя знал точный прогноз погоды минимум за сутки. В целом, полагает Пантелеев, специалисты «Аэрофлота», которые занимаются наземным обслуживанием воздушных судов, не были готовы к работе в масштабах такого сбоя. При этом эксперт признал, что ситуация была объективно сложная. «Если бы такой ледяной дождь длился трое суток подряд, то остановилась бы вся транспортная инфраструктура вообще, причем в любой стране», - сказал он.

Вместе с тем, по его мнению, и руководство аэропортов должно было адекватно реагировать на сложившиеся условия, хотя аэропорты и не обязаны обеспечивать комфортные условия пребывания пассажиров в случае задержек рейсов (по закону это должны делать авиаперевозчики), «но учитывая, что весь гнев обрушивается именно на них, аэропорты должны были требовать от авиакомпаний более активного участия». По его мнению, в форс-мажорных ситуациях необходимо на законодательном уровне предоставить руководству аэропортов и авиакомпаний полномочия для принятия «болезненных» решений отменять или переносить рейсы.

С такой позицией согласен главный редактор «Авиатранспортного обозрения» Алексей Синицкий. По его словам, аэропорт Домодедово после обесточивания, по идее, надо было просто закрыть, чтобы не накапливать в нем пассажиров, но для этого этого нужны соответствующие поправки в регламенте работы аэропорта, иначе должностное лицо, принявшее правильное по существу решение, рискует получить обвинение в превышении полномочий.

Олег Пантелеев также отметил, что существует проблема с умением представителей авиакомпаний общаться с пассажирами: «Очень большая часть претензий в том, что люди просто не знали что будет, а представители авиакомпаний не делали все возможное для того, чтобы обеспечивать их людей необходимой, достоверной информацией». Отсутствие какой-либо информации и понимания ситуации стало причиной лавинообразного роста недовольства пассажиров.