Travelport с 25 октября

Братск делает ставку на событийный туризм

Снижение туристского потока – ключевая проблема, характеризующая ситуацию, сложившуюся на рынке въездного туризма в Братске. Как рассказали STI представители местного турбизнеса, одним из значимых факторов, повлиявших на снижение турпотока, стало закрытие для посещения Братской ГЭС после аварии на Саяно-Шушенской гидроэлектростанции. Братская ГЭС, по словам руководителей туркомпаний, является основной городской достопримечательностью. Одну из крупнейших ГЭС в России украшают барельефы, повествующие об истории освоения Сибири и строительстве гиганта социалистической промышленности. В советские времена поездка на Братскую ГЭС, включавшая помимо осмотра самой плотины, экскурсию в машинный зал, вызывала повышенный интерес у туристов, особенно иностранных.

Не менее важным фактором, влияющим на уменьшение количества гостей, являются высокие цены на авиа и железнодорожные перевозки, услуги гостиниц, а также невысокий уровень туристской и сопутствующей инфраструктуры. Загрузка гостиниц Братска значительно ниже, чем в советские времена, а основу контингента составляют не туристы, а командировочные. Ни один из отелей города не имеет официальной категории звездности. По оценкам представителей турбизнеса, по уровню сервиса они могли бы претендовать на категорию не выше трех звезд. Кроме того современные туристы, по мнению генерального директора братской компании «Лавли-Тур» Веры Тороповской, предпочитают отдых в экологически чистых местах, а в городе, где существуют два крупных индустриальных предприятия, ситуация с экологией далека от идеальной.

К преимуществам Братска относится то, что в его окрестностях существуют возможности для развития горнолыжного отдыха. Однако такой вид досуга в основном востребован местными жителями. Туроператоры полагают, что разрабатывать горнолыжные туры для иностранцев или жителей других регионов России экономически нецелесообразно – к высокой стоимости транспортной составляющей добавляются риски возникновения проблемы с отдыхом туристов из-за слишком холодной погоды. Средняя зимняя температура в Братске и его окрестностях зачастую колеблется в районе -30° и ниже.

Представители туротрасли считают, что для увеличения въездного и внутреннего потоков, необходимо интегрировать местные туры в региональные турпродукты и более активно продвигать на международных выставках и конференциях туры по Байкало-Амурской магистрали (БАМ). Поездки по БАМу есть в ассортименте ряда туркомпаний Братска. Однако они не пользуются большим спросом, так как на внешних рынках о них недостаточно информации. Для реального продвижения, по мнению специалистов, нужны значительные государственные инвестиции. Эксперты также рекомендуют развивать в Братске инфраструктуру для любителей активного отдыха – горные лыжи, бобслей, кросс-кантри. Высказывается также идея разработки маршрута «Байкальское кольцо», включающего города Иркутск, Братск и Северобайкальск, аналогичного «Золотому» и «Саянскому» кольцу.

Для улучшения ситуации на внутреннем рынке Братска, считает директор компании «Одиссея» Наталья Алпатова, необходимо развивать событийный туризм, связанный с историческими, культурными и природными достопримечательностями региона. Ярким событием, по мнению эксперта, в Братске мог бы стать «Праздник сбора кедровой шишки». «В рамках праздника можно организовать ярмарку-продажу продукции из кедровых шишек, сувениров, показать процесс сбора урожая», – полагает г-жа Алпатова.

Представители туристской общественности города надеются, что эффективной консолидирующей силой в деле совместного продвижения турпродуктов и поисков путей решения существующих в отрасли проблем может стать недавно созданный при администрации Братска Совет по туризму, объединивший местные власти и основных участников туристского рынка. (STI)