ФАС проверит перевозчиков на сговор из-за прогнозов о подорожании авиабилетов
Стоимость авиабилетов по итогам 2019 года вырастет по сравнению с прошлым годом на 9-10%. Такой прогноз дал заместитель исполнительного директора Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) Борис Шокуров.
«Авиакомпании получают прибыль во втором и третьем кварталах, а первый и четвертый – всегда убыточны. Однако по нынешнему году положительных финансовых результатов не ожидается», – сказал г-н Шокуров «Известиям».
По данным АЭВТ, в первом квартале авиакомпании потеряли 45 млрд рублей, что на 32% больше, чем за аналогичный период прошлого года. При этом операционные убытки российских перевозчиков в 2018 году составили около 54 млрд рублей.
С прогнозом АЭВТ по росту цен на авиабилеты в целом согласны в Высшей школе экономики (ВШЭ) и ГосНИИ гражданской авиации.
Базовые факторы, создающие убытки, – высокая стоимость авиакеросина, а также избыточность провозных мощностей (количество мест в действующем флоте). Одним из ключевых механизмов поддержки авиакомпаний, который должен помочь сдерживать цены на билеты в условиях резкого роста стоимости топлива, должен стать демпфер – компенсация перевозчикам в случае резкого роста цен на топливо. В Минфине «Известиям» сказали, что российские авиакомпании смогут рассчитывать на выплаты в рамках демпфера, если нефть подорожает до $65 за баррель.
По мнению главного редактора портала Avia.ru Романа Гусарова, одна из основных причин возможного повышения стоимости билетов сейчас – это подорожание авиатоплива из-за налогового маневра, который реализует правительство. «В прошлом году керосин дорожал очень быстро, по итогам года – более чем на 30%, и в этом году дорожает. Этим вопросом озадачился президент и дал поручение правительству разработать механизм компенсации авиакомпаниям. Механизм был достаточно оперативно разработан, однако на деле он оказался малоэффективен, – рассказал г-н Гусаров порталу BFM.ru. – Компенсация будет выплачиваться авиакомпаниям только после достижения биржевой стоимости нефти определенной планки, довольно высокой. Несмотря на то что уже второй год авиакомпании несут огромные убытки и, по сути, сейчас вся авиационная отрасль очень убыточна, перевозчики компенсации от государства так и не получают. Результатом всему этому будет не только неизбежный рост цен на перелеты, но и постепенное приближение целого ряда перевозчиков к банкротству».
Подорожают ли вслед за авиаперелетами туры? Генеральный директор туроператора Space Travel Артур Мурадян считает, что радикальных изменений в туротрасли ждать не стоит: «Топливный сбор хоть и составляет ощутимую долю в стоимости самого авиабилета, но часть авиакомпаний, особенно иностранных, ориентируются не на себестоимость, а на приемлемую цену для российского рынка. И здесь каких-то кардинальных изменений, наверное, не будет, потому что они могут, увеличив топливную составляющую, например, снизить тариф, чтобы не повышать резко цены. С другой стороны, любое подорожание авиационной составляющей влияет на туристическую – но в зависимости от того, какие тарифы и какие правила используют операторы. Потому что цена розницы, как правило, отличается от той, которую получают оптовые покупатели у авиакомпаний, и она иногда содержит в себе топливную поправку: если разовое подорожание более 5%, тогда это происходит автоматически, в остальных случаях – на усмотрение авиакомпаний».
Заявление АЭВТ вызвал недовольство Федеральной антимонопольной службы. Там заявили, что не видят оснований для негативных прогнозов по ценам на авиабилеты в России в 2019 году. «Учитывая, что цены на перелеты формируются в рыночных условиях и зависят от платёжеспособности граждан, основания для негативных прогнозов отсутствуют», – прокомментировали в ФАС. В ведомстве подчеркнули, что «не оставят без внимания заявления должностных лиц о росте цен на авиабилеты». «Вопросы финансовой поддержки отрасли не могут решаться с помощью шантажа пассажиров. Деятельность АЭВТ будет изучена на предмет сговора», – заявил РИА «Новости» представитель ФАС.
ПРОФЕССИОНАЛЫ
Геннадий Шаталов
Region PR, председатель правления
«Репутация – это больше, чем пиар и хайп»Марина Розанова
Профкурорт, коммерческий директор
«Наши "заграничные" клиенты мотивируют санатории становиться лучше»Александр Осипов
Ассоциация гидов-переводчиков, экскурсоводов и турменеджеров, руководитель
«С хорошим гидом люди забывают и о продавленной кровати, и что их неважно покормили»Инесса Короткова
Atout France, директор
«Российский турист во Франции – гурман, гедонист и образованный человек»Лидия Гетман
«Лидия Тур», директор
«Я начинала с того, что водила в Оренбурге автобус с туристами»Мария Трофимова
Агентство туризма и продвижения Тюменской области, руководитель
«Тюмень становится термальным курортом европейского уровня»Алексей Ретеюм
«Аптекарский огород», директор
«У меня никогда не было кабинета – для хорошего разговора нужны свободные пространства»Феликс Шпильман
Ostrovok.ru, руководитель
«Большинство партнеров сервиса B2B.Ostrovok – турагенты и тревел-менеджмент компании»Анатолий Гаркушин
«Пантеон», генеральный директор
«Давно планировали заняться российским рынком – и обстоятельства к этому подтолкнули»Юрий Колобов
«Роза Хутор», директор
«Стратегия развития курорта "Роза Хутор" связана с летним туризмом»Александр МЕЩАНКИН
Камчатка, социальный предприниматель
«Активные туры на Камчатку мы организуем даже для людей с ограниченными возможностями здоровья»Алла Беликова
Национальный туристический офис Германии, директор
«Для российских туристов посещение Берлина сродни паломничеству»Ольга ХОТОЧКИНА
Интурмаркет, директор
«"Интурмаркет" делает акцент на турпродукте ручной работы»Артем ЧЕРНЫШОВ
MITT, директор
«Наша задача – сделать MITT в «Крокусе» еще более эффективной площадкой для профессионалов»Наталья КОСЬМИНА
«Семь чудес света», руководитель
«Из-за высокой стоимости услуг в аэропорту Ростова-на-Дону туроператоры сокращают полетные программы»Алла ЦЫТОВИЧ
«Хотел Лофт», генеральный директор
«Мне достаточно зайти в любой хостел, чтобы за минуту понять, во сколько он обходится и сколько приносит»Артур МУРАДЯН
Space Travel, генеральный директор
«Рынок должен вернуться к классическому туроперейтингу»Виктория КИЗИМОВА
«Мой Агент», руководитель
«Бизнесу нужны более гибкие условия для покупки авиабилетов, чем прямым клиентам»Тарас КОБИЩАНОВ
«Русский Экспресс», генеральный директор
«Мы создали инструмент, позволяющий агентству удержать туристов от ухода в самостоятельное плавание»Дмитрий ФОМИНЦЕВ
«ТурТрансВояж», генеральный директор
«Туристу надо предлагать то, что он не сможет организовать самостоятельно»