Интурмаркет с 1 октября

Три юридических лица «Натали Турс» исключены из реестра. Но это мало чем поможет туристам

Вчера Ростуризм исключил из единого федерального реестра туроператоров три юридических лица, которые продавали туры под брендом «Натали Турс». – ООО «Панорама Тур», ООО «Агентство путешествий Натали», ООО «Туроператор Натали Турс». Таким образом запущен механизм компенсации ущерба за счет финансовых гарантий, который больше поможет турагентам, чем туристам.

Напомним, вчера, 3 сентября, вступила в силу поправка в закон «Об основах туристской деятельности в РФ», которая наделила Ростуризм полномочиями останавливать деятельность туроператора без его заявления, если ведомству стало известно о невозможности исполнения компанией всех обязательств по договорам о реализации турпродукта. Даже при том, что в законе не прописаны критерии «невозможности исполнения» и сама процедура, было бы странно, если бы ведомство не приняло такого решения – настолько всё очевидно в случае с «Натали Турс». Два месяца назад компания остановила чартерные программы и аннулировала более 12 тыс. туров, но фактически не признавала невыполнение обязательства и не возвращала туристам деньги.

Исключение юридических лиц «Натали Турс» из реестра туроператоров запустило компенсационный механизм и освободило турагентства от прессинга со стороны их клиентов. Не получая ответов на свои претензии к «Натали Турс», туристы требовали вернуть деньги от тех, кому платили. Многие подали в суд не только на юрлица «Натали», но и на турагентов. Теперь же они могут перенаправлять клиентов в «Ингосстрах», где застрахована гражданская ответственность всех юрлиц «Натали».

Другое дело, что в данном конкретном случае созданный прецедент по принудительной остановке деятельности не поможет подавляющему большинству туристов. Практически все 12 тысяч аннулированных туров были проданы туроператором «Панорама тур». Сумма его фингарантий 50 млн рублей плюс 5,6 млн в фонде персональной ответственности «Турпомощи». Простой арифметический подсчет покажет, что возврат по каждому туру составит чуть более 4,5 тыс. рублей. А то, что возмещение должно выплачиваться из фингарантий именно того юрлица, которое указано в договоре о реализации турпродукта, подтвердили в компании «Ингосстрах»: это соответствует отраслевому закону.

Напомним, что из суммы фингарантий можно получить компенсацию только за турпакеты, отдельно приобретенные услуги – только проживание или только перелет – страховая компания не оплачивает. Кроме того, часть туристов воспользовалась оплаченными авиабилетами, которые входили в аннулированный турпакет. Но даже если вычесть из компенсационной суммы стоимость этих билетов, отдельных услуг, а также «криво» оформленных договоров на реализацию турпродукта, а такие тоже есть, все равно рассчитывать на то, что туристы получат хотя бы значительную часть денег, заплаченных за туры, увы, не приходится.

ООО «Агентство путешествий Натали» продавало путевки в интернете, то есть напрямую туристам. Фингарантии этой компании 50 млн рублей плюс 1 млн 130 тыс. рублей в фонде персональной ответственности. Сколько было продано туров и сколько претензий поступит по этому юрлицу, нам пока не известно.

У ООО «Туроператор Натали Турс» фингарантии оформлены на 500 тыс. рублей, то есть эта компания работала на рынке внутреннего туризма. Будут ли претензии к этой компании, информации также нет.

Единственное юрлицо, которое не исключено из реестра, – ООО «Центр туризма "Согласие"», работавшее под маркой New Travelers. Это новый проект «Натали Турс»: компания вступила в «Турпомощь» в декабре 2017 года, а операционную деятельность начала в апреле нынешнего. В справке, предоставленной Владимиром Воробьевым наблюдательному совету «Турпомощи», говорится, что туроператор специализировался «на создании индивидуального турпродукта для взыскательных путешественников». И есть надежда, что туристы, у которых договор с этим оператором, получат все деньги, заплаченные за аннулированные поездки: фингарантии «Согласия» – 50 млн рублей, а туров было продано, судя по реестру, не более пяти-шести.

New Travelers также не выполняет свои обязательства перед клиентами. Но если фингарантий компании действительно хватит на полную компенсацию по аннулированным турам, то можно предположить, что это юрлицо оставлено в реестре в качестве шанса на возобновление деятельности, о котором твердит глава «Натали Турс» Владимир Воробьев.

 

Ирина Тюрина, RATA-news