Калуга

Почему не реализован потенциал России в сфере медицинского туризма

У медицинского и оздоровительного туризма в России огромные перспективы, но во многом этот потенциал не реализован из-за проблем с изношенностью инфраструктуры и недостатков сервиса. К такому выводу пришли участники круглого стола, посвященного развитию этой сферы после пандемии коронавируса.

Как сообщила начальник управления государственных туристских проектов и безопасности туризма Ростуризма Елена Лысенкова, к 2025 году оборот в сфере медицинского туризма превысит $3 трлн, и Россия может получить весомую долю в этих доходах. По ее словам, в стране развиваются два направления туризма в этом сегменте: собственно медицинский, когда люди едут лечиться, и санаторно-курортный как более традиционная для России отрасль внутреннего туризма.

По словам г-жи Лысенковой, пока иностранцы мало знают о возможностях России в сфере медицинского туризма. Плюс есть проблемы со статистикой, которую нужно совершенствовать, а также с качеством медицинского сервиса. Она подчеркнула, что спрос на оздоровление после пандемии коронавируса особенно велик, в том числе и потому, что многие нуждаются в реабилитации из-за перенесенной инфекции. И добавила, что санатории войдут в программу кэшбэка, в рамках которой путевки можно будет приобрести со скидками.

Отвечая на ремарку президента Национальной курортной ассоциации Александра Разумова о том, что 70% российских санаториев имеют технический износ, Елена Лысенкова подчеркнула: со следующего года инвесторы, заинтересованные в обновлении и строительстве новой инфраструктуры санаторно-курортного комплекса, получат доступ к льготному кредитованию.

Г-н Разумов считает, что санатории были ошибочно закрыты во время пандемии, так как они могли бы участвовать в борьбе с инфекцией. Кроме того, здравницы могли бы предлагать программы повышения иммунитета пожилым россиянам за счет средств соцстраха, а сейчас шире заниматься реабилитацией. Он добавил, что санатории, в отличие от туроператоров, не получили помощи от государства, и сейчас им трудно восстанавливаться.

Эксперт сообщил, что здравницы до сих пор испытывают проблемы с загрузкой из-за требований Роспотребнадзора. Ситуация в регионах разная, но в среднем по стране сегодня загрузка составляет не более 60%.

Президент Российской ассоциации медицинского туризма Игорь Платонов рассказал, что Россия присутствует в разных рейтингах медицинского туризма. «Есть известный индекс медицинского туризма, Россия в нем занимает 34 место из 41. Лидерами рынка считаются Канада, Великобритания, Израиль, Сингапур, Германия, Франция, Южная Корея. Нам есть, куда стремиться, но то, что Россия присутствует в этих рейтингах, уже довольно большое достижение», – рассказал он.

Эксперт добавил, что за последние три года число иностранных пациентов в России выросло в 10 раз: в конце 2016 года их было 60 тыс., в конце 2019 – 564 тыс. В рамках реализации национального проекта экспорта медицинских услуг к 2024 году должен быть достигнут целевой показатель в 1,2 млн человек, въехавших за получением медицинских услуг. А сам экспорт медицинских услуг должен составить $1 млрд, или 1% в общем объеме экспорта услуг в $100 млрд. При этом, по словам г-на Платонова, 2020 год по понятным причинам фактически потерян для сферы въездного медицинского туризма.

Он добавил, что одной из основных проблем, препятствующих привлечению иностранцев, остается околомедицинский сервис.

По мнению Игоря Платонова, в России есть хорошие клиники, они присутствуют в престижных мировых рейтингах, наше здравоохранение конкурентоспособно, мы можем бороться за пациента и предлагать качественные медицинские услуги. Но страдает околомедицинский сервис, и с этим нужно работать. Исследования показывают, что 40% пациентов выбирают страны, где лечебные учреждения предлагают передовые технологии, а 32% выбирают качество оказания медицинских услуг. Но понимание этого термина врачом и пациентом разное. «Ученые в одном из университетов США опросили пациентов трех тысяч клиник. И выяснили, что для них качественная услуга это, в первую очередь, комфорт: состояние больницы, уровень питания, отдельная палата и т.п. Это объясняет, почему многие ведущие клиники выглядят как пятизвездочные отели – сервисная составляющая очень важна. А вот врачи, говоря о качественной услуге, имеют в виду, прежде всего, предлагаемые процедуры и манипуляции», – рассказал г-н Платонов.

По мнению г-на Разумова, для развития медицинского туризма нужна совместная работа санаториев и туроператоров, потому что путевка – «это продукт, который реализуют туроператоры».

Ирина Сафронова, специально для RATA-news