Турпоток в Крым снизился – больше или меньше, чем на других направлениях?
Россияне продолжают бронировать отдых в Крыму, но сезон, тем не менее, практически закрыт, можно подводить итоги. По словам туроператоров, падение по Крыму оказалось минимальным по сравнению с другими, в том числе пляжными, направлениями внутри страны.
Крым открыл в этом году полноценный курортный сезон 1 июля после почти трех месяцев запрета на прием туристов в отелях и санаториях. По данным с начала года до конца сентября, в регионе отдохнули 5 млн человек – на 25% меньше прошлогоднего, сообщает Минкурортов полуострова.
Ведомство также указывает, что в августе турпоток в Крым превысил показатель августа прошлого года на 15%, а в сентябре на полуострове отдохнуло более 1 млн человек, что на 40% больше, чем в сентябре 2019 года. Октябрь обещает также стать успешным, так как по целому ряду объектов размещения загрузка достигает 90% и даже 100%. Министр курортов и туризма Крыма Вадим Волченко заявил также о хороших перспективах на ноябрь и декабрь.
«Мы тоже довольны сезоном, – говорит заместитель генерального директора компании «Роза ветров» Елена Савченко. – Крым в этом году можно смело назвать направлением номер один на внутреннем рынке. Покупалось всё, но, как и на других курортах, был дефицит качественного размещения, отелей 5*. Бронирования идут и сейчас, хотя, конечно, не так активно, как в августе».
«Крыму в этом году повезло явно больше, чем другим направлениям, – соглашается генеральный директор компании «Дельфин» Сергей Ромашкин. – Падение объемов здесь составит, по моим оценкам, примерно 15% по итогам года, по Сочи – 18%, Байкалу – 40% Москве и Санкт-Петербургу – 45-50%».
По его словам, спрос был очень высок: «В июле полуостров вырос на 56% по сравнению с тем же периодом прошлого года, а Ялта – на 80%! Условно говоря, если бы Крым был резиновым, он побил бы все мыслимые рекорды», – пояснил г-н Ромашкин.
«Спрос на Крым буквально взлетел после его открытия после карантина. Продажи выросли сразу в несколько раз, – сказала RATA-news коммерческий директор компании «Алеан» Оксана Булах. – Продажи идут и сейчас, правда, глубина не больше, чем в среднем по России, то есть максимум 10 дней. Тем не менее, на ближайшие две недели все уже забито, все квоты выбраны, отели только под запрос».
«У нас до конца октября остались работать только два отеля, остальные уже закрылись, – сказал заместитель генерального директора сети отелей «Ателика» Павел Марциновский. – Сезоном довольны, хотя потери по финансам и загрузке серьезные. Но главное, что он вообще состоялся. В нашей отрасли полностью потерянный сезон может привести к необратимым последствиям. Мы выжили и думаем про следующий год, а ведь в марте-апреле мысли были всякие».
С конца сентября в Крыму отмечают рост числа заболевших коронавирусом. В связи с этим глава региона Сергей Аксенов внес изменения в указ о режиме повышенной готовности, запрещающие предпринимателям обслуживать гостей без масок.
Как пояснила Оксана Булах, для отдыхающих ничего не изменилось: нет проверки температуры аэропорту, никаких карантинных мер. «Предписаны маски в магазинах и общественном транспорте, эти меры были до 1 октября, а сейчас их продлили до 1 декабря. Плюс пожилым рекомендовано находиться дома», – уточнила она. Сергей Ромашкин также сказал RATA-news, что никаких ограничений для отдыхающих в Крыму нет: «Люди сейчас меньше едут в Крым, но не из-за вируса, а из-за погоды. Спад сезона. Здесь море +22, а в Сочи +27%. Туристы сейчас очень быстро ориентируются»,
«Дельфин» планирует на 2021 год такие же объемы, как и в этом. «Нынешний всплеск спроса на полуостров объясняется не просто интересом к Крыму, но, прежде всего, закрытием выездных направлений, – пояснил он. – Если ситуация стабилизуется и россияне снова поедут на средиземноморские курорты, вряд ли стоит ждать такого же спроса, как сейчас». В 2016 году, когда была закрыта Турция, внутренние курорты России также получили большую фору, однако в следующем ее потеряли.
Цены на размещение в Крыму, по оценкам эксперта, могут вырасти на 8-10%, так как отелям придется искать ресурсы, чтобы отбить потери нынешнего сезона. Но это еще впереди: активная договорная кампания на направлении, по словам г-на Ромашкина, традиционно, еще с украинских времен, сдвинута на январь, в то время как по Краснодарскому краю она идет уже в сентябре.
Светлана Ставцева, RATA-news
ПРОФЕССИОНАЛЫ
Марина Розанова
Профкурорт, коммерческий директор
«Наши "заграничные" клиенты мотивируют санатории становиться лучше»Александр Осипов
Ассоциация гидов-переводчиков, экскурсоводов и турменеджеров, руководитель
«С хорошим гидом люди забывают и о продавленной кровати, и что их неважно покормили»Инесса Короткова
Atout France, директор
«Российский турист во Франции – гурман, гедонист и образованный человек»Лидия Гетман
«Лидия Тур», директор
«Я начинала с того, что водила в Оренбурге автобус с туристами»Мария Трофимова
Агентство туризма и продвижения Тюменской области, руководитель
«Тюмень становится термальным курортом европейского уровня»Алексей Ретеюм
«Аптекарский огород», директор
«У меня никогда не было кабинета – для хорошего разговора нужны свободные пространства»Феликс Шпильман
Ostrovok.ru, руководитель
«Большинство партнеров сервиса B2B.Ostrovok – турагенты и тревел-менеджмент компании»Анатолий Гаркушин
«Пантеон», генеральный директор
«Давно планировали заняться российским рынком – и обстоятельства к этому подтолкнули»Юрий Колобов
«Роза Хутор», директор
«Стратегия развития курорта "Роза Хутор" связана с летним туризмом»Александр МЕЩАНКИН
Камчатка, социальный предприниматель
«Активные туры на Камчатку мы организуем даже для людей с ограниченными возможностями здоровья»Алла Беликова
Национальный туристический офис Германии, директор
«Для российских туристов посещение Берлина сродни паломничеству»Ольга ХОТОЧКИНА
Интурмаркет, директор
«"Интурмаркет" делает акцент на турпродукте ручной работы»Артем ЧЕРНЫШОВ
MITT, директор
«Наша задача – сделать MITT в «Крокусе» еще более эффективной площадкой для профессионалов»Наталья КОСЬМИНА
«Семь чудес света», руководитель
«Из-за высокой стоимости услуг в аэропорту Ростова-на-Дону туроператоры сокращают полетные программы»Алла ЦЫТОВИЧ
«Хотел Лофт», генеральный директор
«Мне достаточно зайти в любой хостел, чтобы за минуту понять, во сколько он обходится и сколько приносит»Артур МУРАДЯН
Space Travel, генеральный директор
«Рынок должен вернуться к классическому туроперейтингу»Виктория КИЗИМОВА
«Мой Агент», руководитель
«Бизнесу нужны более гибкие условия для покупки авиабилетов, чем прямым клиентам»Тарас КОБИЩАНОВ
«Русский Экспресс», генеральный директор
«Мы создали инструмент, позволяющий агентству удержать туристов от ухода в самостоятельное плавание»Дмитрий ФОМИНЦЕВ
«ТурТрансВояж», генеральный директор
«Туристу надо предлагать то, что он не сможет организовать самостоятельно»Светлана ДРОЗДОВА
«Русский Экспресс», директор департамента FIT
«Выиграет тот, у кого хорошие цены, сервис, скорость и технологии»