Какие регионы лидируют по снижению доходов гостиниц за три квартала
Победные реляции об успехах на внутреннем туристическом рынке чуть не привели к исключению предприятий туриндустрии из списка наиболее пострадавших от пандемии видов экономической деятельности. Какова же ситуация на самом деле?
Въездной организованный туризм уже почти год парализован. И под большим вопросом сезон будущего года, потому что на перезапуск въездных турпотоков через туроператоров чисто технологически с точки зрения формирования и продвижения турпродукта, проведения договорной компании и т.д. понадобится не менее полугода после открытия границ. И при условии, что это будет без ограничений в духе двухнедельного карантина по прибытии в Россию.
Количество иностранцев, размещавшихся в гостиницах за три квартала текущего года по сравнению с аналогичным периодом 2019-го, упало на 70% и составило более 5 млн. человек. Приезжали они, в основном, самостоятельно – в командировки, по бизнесу или с частными целями. Хотя деловые поездки тоже сильно сократились. А MICЕ просто рухнул и перспективы его восстановления еще туманнее, чем у въездного экскурсионного туризма.
Отметим в этой связи, что обвал въездного туризма с учетом последствий для международных пассажирских перевозок влечет за собой резкое снижение экспорта услуг, в структуре которого на поездки нерезидентов и их перевозку приходится почти половина всех валютных поступлений.
Падение выездного турпотока через туроператоров по итогам года прогнозируется на уровне 75-80% от показателей 2019-го. Сокращение международного туризма уже привело к критическим потерям бизнеса и рабочих мест. Но и на внутреннем рынке картина далеко не радужная с учетом почти полугодового простоя.
По данным Росстата, в среднем по стране доходы коллективных средств размещения (КСР), к которым относятся гостиницы, санатории, пансионаты, дома отдыха, турбазы и др., снизились по сравнению с прошлым годом на 176 млрд рублей, или 39%. А численность лиц, в них размещавшихся, сократилась на 27 млн человек, или 44%.
При этом больше всего досталось городам – лидерам въездного рынка, у которых доля иностранцев в гостиничной загрузке почти 40%, как в Москве, или 34%, как в Петербурге, по данным за 2019 год. Не удивительно поэтому, что на первом месте по абсолютным потерям доходов гостиничного хозяйства стоит Москва – минус 58 млрд рублей, или 61% снижения к этому показателю по итогам трех кварталов прошлого года. В Петербурге в общем исчислении меньше: всего минус 24 млрд рублей, но это снижение по сравнению с аналогичным показателем прошлого года на 67%.
Досталось соответственно и Золотому кольцу. Во Владимирской области снижение доходов коллективных средств размещения на 59%, в Ярославской – на 47%
Конечно, дело не только в отсутствии иностранных туристов. Главной причиной стала тяжелая эпидемическая обстановка в Москве и Петербурге. И о том, как она влияет на доходы средств размещения, можно судить на примере Дагестана, где их падение в связи с освещавшейся в СМИ сложной эпидемической ситуацией в регионе составило 89%.
Досталось и Ставрополью, в результате чего здравницы на Кавминводах открылись позже, чем на черноморском побережье. И соответственно падение доходов КСР составило в крае 39%, хотя сейчас лучшие из санаториев там загружены для межсезонья неплохо, тем более на фоне второй волны пандемии.
В относительном же выигрыше оказались несколько категорий регионов. Причем потери в абсолютных цифрах с учетом их популярности тоже ощутимы, но в процентном выражении они значительно меньше, чем в среднем по стране. И есть по-настоящему впечатляющие результаты.
Во-первых, это черноморские курорты. Средства размещения Краснодарского края по итогам трех кварталов потеряли доходов на 12 млрд рублей, но это всего минус 14% к аналогичному периоду прошлого года. А Крым, где номерной фонд почти втрое меньше, чем в Краснодарском крае, вообще умудрился выйти с плюсом в 2%.
Во-вторых, это области вокруг крупнейших центров платежеспособного спроса, тех же Москвы и Петербурга, ставшие альтернативой дальним курортам. У Московской области снижение доходов КСР всего на 15%, у Ленинградской – на 19%.
В-третьих, регионы, высоко востребованные с точки зрения природоориентированного туризма с этнографической составляющей, они же, как правило, популярны и у любителей спортивного отдыха. Например, доходы КСР в Республике Алтай сократились по итогам трех кварталов всего на 3%, в Хакассии на 16%, в Адыгее на 20%. Хотя, с учетом низкого базового значения, на динамику показателей в данном случае могут влиять разные факторы.
Несомненно, способствовал достижению относительно высоких показателей в сфере внутреннего туризма отложенный спрос, преимущественно закрытые границы на выезд и в определенной степени рост цен. Например, в Крыму, как уже сказано, при росте доходов 2% численность размещавшихся в КСР сократилась на 20%. В Краснодарском крае при падении доходов на 14% количество размещавшихся сократилось на 36%. За счет чего тогда рост доходов, если не повышения фактических цен в первую очередь?
И в любом случае, с одной стороны, не было бы таких показателей, если бы не удалось вовремя скорректировать рекомендации Роспотребнадзора, если бы не обещанная поддержка чартерных программ, если бы не история с кэшбэком и другие результаты работы Ростуризма совместно с бизнесом. А с другой, надо понимать, что кризис и в мировой, и в отечественной туриндустрии беспрецедентный. И без дополнительных мер господдержки это может обернуться уходом с рынка части компаний, специализирующихся на международном туризме, дальнейшим сокращением занятости и переделом рынков, в том числе гостиничной недвижимости.
Сергей Шпилько, почетный президент РСТ,
специально для RATA-news
ПРОФЕССИОНАЛЫ
Марина Розанова
Профкурорт, коммерческий директор
«Наши "заграничные" клиенты мотивируют санатории становиться лучше»Александр Осипов
Ассоциация гидов-переводчиков, экскурсоводов и турменеджеров, руководитель
«С хорошим гидом люди забывают и о продавленной кровати, и что их неважно покормили»Инесса Короткова
Atout France, директор
«Российский турист во Франции – гурман, гедонист и образованный человек»Лидия Гетман
«Лидия Тур», директор
«Я начинала с того, что водила в Оренбурге автобус с туристами»Мария Трофимова
Агентство туризма и продвижения Тюменской области, руководитель
«Тюмень становится термальным курортом европейского уровня»Алексей Ретеюм
«Аптекарский огород», директор
«У меня никогда не было кабинета – для хорошего разговора нужны свободные пространства»Феликс Шпильман
Ostrovok.ru, руководитель
«Большинство партнеров сервиса B2B.Ostrovok – турагенты и тревел-менеджмент компании»Анатолий Гаркушин
«Пантеон», генеральный директор
«Давно планировали заняться российским рынком – и обстоятельства к этому подтолкнули»Юрий Колобов
«Роза Хутор», директор
«Стратегия развития курорта "Роза Хутор" связана с летним туризмом»Александр МЕЩАНКИН
Камчатка, социальный предприниматель
«Активные туры на Камчатку мы организуем даже для людей с ограниченными возможностями здоровья»Алла Беликова
Национальный туристический офис Германии, директор
«Для российских туристов посещение Берлина сродни паломничеству»Ольга ХОТОЧКИНА
Интурмаркет, директор
«"Интурмаркет" делает акцент на турпродукте ручной работы»Артем ЧЕРНЫШОВ
MITT, директор
«Наша задача – сделать MITT в «Крокусе» еще более эффективной площадкой для профессионалов»Наталья КОСЬМИНА
«Семь чудес света», руководитель
«Из-за высокой стоимости услуг в аэропорту Ростова-на-Дону туроператоры сокращают полетные программы»Алла ЦЫТОВИЧ
«Хотел Лофт», генеральный директор
«Мне достаточно зайти в любой хостел, чтобы за минуту понять, во сколько он обходится и сколько приносит»Артур МУРАДЯН
Space Travel, генеральный директор
«Рынок должен вернуться к классическому туроперейтингу»Виктория КИЗИМОВА
«Мой Агент», руководитель
«Бизнесу нужны более гибкие условия для покупки авиабилетов, чем прямым клиентам»Тарас КОБИЩАНОВ
«Русский Экспресс», генеральный директор
«Мы создали инструмент, позволяющий агентству удержать туристов от ухода в самостоятельное плавание»Дмитрий ФОМИНЦЕВ
«ТурТрансВояж», генеральный директор
«Туристу надо предлагать то, что он не сможет организовать самостоятельно»Светлана ДРОЗДОВА
«Русский Экспресс», директор департамента FIT
«Выиграет тот, у кого хорошие цены, сервис, скорость и технологии»