Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Главные новости

Всплеск интереса к путешествиям по России не привел к столь же активным продажам

02:32, 10 декабря 2015

Всплеск интереса к путешествия по России в начале 2015 года, когда курсы валют резко подскочили, не реализовался в столь же активные продажи. Соответственно слухи о небывалом росте внутреннего туризма оказались несколько преувеличены.

Чтобы понять реальную ситуацию по итогам летнего сезона, мы опросили основных игроков этого сегмента рынка, условно разделив их на «старожилов», «новичков» и «сети турагентств» плюс системы онлайн-бронирования. Обращались мы ко многим, данные по итогам сезона предоставили туроператоры «Алеан», «Дельфин», «Интурист», «Кандагар», Coral Travel, «Мультитур», «Профкурорт», «Роза ветров», сети «География», МГП, «Росстур», ТБГ, TBS, системы бронирования «Курортный магазин» и Национальная информационная курортная сеть (НИКС).

Цифры мы получили очень разные и попытались их обобщить. Оценки «старожилов» по сезону, разумеется, более сдержанные, чем у «новичков».

Средний показатель роста внутреннего туризма – 30%. Но диапазон по конкретным компаниям был от 2% до 85%.

Больше всего вырос Крым – 72%, понятно, что после провального 2014 года. Цифры у «старожилов» – от 30% до 140%. По отношению к 2013 году рост порядка 20%.

Загрузка крымских объектов размещения достигала 75-80%. По сравнению с сезоном-2914 транспортная составляющая на этом направлении радикально улучшилась, особенно после введения электронной очереди на Керченской переправе. Хотя, отметили туроператоры, многие россияне все равно опасались очередей на паромы.

По Краснодарскому краю цифры тоже очень разные – от минус 5% до плюс 46%. Средний показатель – 14,4%. Хорошо показал себя Большой Сочи – здесь рост составил от 10-12% до 100%. По Сочи отмечали даже случаи овербукинга.

Показатели Краснодарского края сильно ухудшила Анапа, по этому вопросу почти все участники опроса были едины во мнении – падение 20-30%. После прошлогоднего успеха из-за пробок на паромной переправе, как выразился один из операторов, «у Анапы на голове выросла корона». Объекты размещения закрыли глаза на то, что Анапа сыграла роль перехватывающего курорта, все успехи загрузки приписали исключительно себе и повысили цены. Правда, к середине лета опустили, но сезон уже был упущен. Туристы распределились по Краснодарскому краю с приоритетным размещением в Сочи. Операторы опасаются: как бы в следующем году анапскую «корону» не надел Крым.

Средний показатель роста курортов Кавминвод30,5%. По конкретным операторам цифры от 13% до 85%. Кавминводы всегда пользовался высоким спросом у россиян, вне зависимости от сезонности и от кризисных ситуаций. Наиболее востребованы санатории Кисловодска, там и номерной фонд обширнее.

Абхазию мы традиционно относим к направлениям внутреннего туризма, и многие операторы отметили заметный рост спроса на этот курорт. В среднем получилось 39%.

 

Список популярных экскурсионных направлений мало отличаются от прошлогоднего, и лидеры те же. Мы расположили их слева направо по убыванию. Самый популярный – Санкт-Петербург, показал рост 17%. На втором месте по спросу Золотое кольцо, летний рост 24,3%. Далее Москва – рост 28%, Казань – порядка 35%. Казань называют восходящей звездой, с хорошим будущим, но пока потоки туда в разы меньше, чем в Питер и Москву.

Многие отмечали рост интереса к Уралу, Сибири, Алтаю, Байкалу, Камчатке и пр.

Для сравнения приведем показатели роста у условных «новичков», для которых прошедшее лето, по большому счету, было первым полноценным сезоном. В их числе и некоторые сети, который прежде особо Россию не продавали. Поэтому эти участники опроса показали прирост объемов внутреннего туризма – 300-400%. По Краснодарскому краю в целом – 270-300%, Сочи +500%, Геленджик +160%, Анапа +220%, Туапсе +151%.

Крым в целом +380%; Алушта +300%, Ялта +350%.

Один из операторов посчитал по головам отправленных туристов. Ялта +2400%, Севастополь +14600%, Пятигорск +2500% и т.д.

Все они считают, что ситуация на внутреннем рынке сложилась для них скорее благоприятно, спрос был устойчивый, с хорошей глубиной продаж.

Средняя доля пакетных туров в общем объеме продаж – 40%. С турпакетами вышли на внутренний рынок «Библио Глобус», Coral Travel, «Роза ветров», «Алеан», «Интурист», немного «Дельфин» и «Мультитур». Не всем участникам опроса понравилась такая форма работы, некоторые пришли к мнению, что лучше продавать отдельно наземку и билеты. Но агентства, получив привычный пакетный продукт, стали предлагать Россию активнее. В общем объеме их продаж Россия поднялась с последних позиций на 3-4 места, уступив лишь Турции, Египту и кое-где Таиланду.

Среднесуточная стоимость размещения на курортах Краснодарского края, по оценкам туроператоров, выросла на 12%. Прибавка по сравнению с прошлым годом в рамках одной компании составляет около 200-500 рублей.

 

Сочи подрос в цене в среднем на 9%, хотя некоторые сочинские объекты даже снизили цены примерно на 10%. Туапсе – на 6-7%. Геленджик – местами незначительно подешевел, но общий прирост стоимости составил 15%. Анапа подорожала в среднем на 17%, что и погубило спрос на этот семейный и детский курорт.

 

Крым подрос в стоимости в среднем на 21%. И пока его цены не дотянулись до краснодарских, хотя многие операторы говорили о подорожании крымских услуг. В сутки выходило 2,5-2,7 тыс. руб. в Краснодарском крае против 1,6-2,3 тыс. руб. в Крыму.

Кавминводы в среднем выросли в цене на 11%.

 

Теперь о проблемах, которые мешали туроператорам работать на внутреннем рынке. По мнению многих, на итоги сезона отрицательно повлияло не всегда адекватное отношение объектов размещения к сотрудничеству с турбизнесом. Гостиницы и санатории откровенно переориентировались на частников, даже не скрывают этого, стали снижать комиссионные, тяжело ведут договорную кампанию. Один известный санаторий даже включил в договор пункт, что оператор должен платить ему определенную сумму за то, что объект продвигает себя в интернете. Такое отношение наблюдается на курортах и Крыма, и Краснодарского края. Адекватнее ведет себя Сочи, там объекты работают более цивилизованно. Нет особых претензий и к Геленджику.

В Крыму гостиницы по нескольку дней не подтверждают туры, заставляя турфирмы постоянно созваниваться, напоминать, даже уговаривать. В результате, как правило, клиенты не дожидаются подтверждения и уходят.

Еще один фактор: объекты часто предлагают туристу цену дешевле, чем туроператору. Например, Краснодарский край уже второй год объявляет прекрасную программу «Открытый Юг», где объекты размещения Сочи предлагаются со скидкой. Но сами пансионаты и гостиницы фактически не поддерживают программу, не подтверждают номера по цене «Открытого Юга».

Одной из причин, ограничившей рост продаж по Крыму игроки назвали тот факт, что объекты довольно поздно выставили летние цены. В то же время Краснодарский край цены на лето выдавал уже в январе-феврале, и к апрелю большой объем мест был распродан.

Показательны и отзывы туристов, отдохнувших в России. Кто выбрал дешевый вариант, остался доволен отдыхом. Кто заплатил дорого, то есть примерно те же деньги, что ранее тратили на загранпоездки, дали отрицательные отзывы по поводу сервиса в Сочи и Крыму.

 

Наталья Панферова, RATA-news

Обсудить в telegram

вам может быть интересно