«Будет обидно, если действия «Натали» в этой ситуации останутся безнаказанными»
Клуб защиты прав туриста обратился вчера в Таганский районный суд Москвы с иском о признании факта прекращения туроператорской деятельности ООО «Панорама Тур» (юридическое лицо компании «Натали Турс»). Как считают юристы, поставщик не сделал публичного заявления о прекращении деятельности, из-за чего клиенты, чьи туры аннулированы, лишены возможности обращения за выплатой страхового возмещения к финансовому гаранту, то есть в компанию «Ингосстрах».
Между тем, как сказано в документе, публичное заявление туроператора об аннуляции туров уже свидетельствует о невозможности исполнения туроператором всех обязательств по договорам о реализации турпродукта. При этом публичное заявление только лишь об аннуляции туров при наличии всех признаков фактического прекращения туроператорской деятельности свидетельствует о злоупотреблении правом.
Заявители просят суд признать факт прекращения туроператорской деятельности компании «Панорама Тур» из-за невозможности исполнить обязательства по договорам о реализации турпродукта, обязать ответчика опубликовать решение суда и обратить его к немедленному исполнению.
RATA-news решила поинтересоваться у турагентств, что они думают об этой инициативе, а также узнать, есть ли какие-то подвижки в их взаимоотношениях с «Натали Турс» и как они видят дальнейшее развитие событий.
Дмитрий Анпилогов, директор турагентства «Лагуна-тур» (Саратов): «У нас пострадало 25 туристов, для нашей компании это много. В городе есть еще агентства, чьи туристы должны были отдыхать по линии «Натали», но у нас, наверное, больше, чем у других, потому что мы очень активно работали с этим оператором. Я бы даже сказал, что это был наш любимый туроператор. Говорю «был», поскольку не верю, что компания может преодолеть нынешний кризис. Предложение оператора остановить вылеты до 30 сентября, а потом все начать снова, мне кажется нереальным. Хотя какой-то процент надежды есть: может, на компанию или ее систему бронирования найдется покупатель, или его поддержат лояльные агентства, которых немало на рынке.
Но сейчас ситуация, конечно, очень тяжелая. К тому же на фоне этих и других похожих событий на рынке сильно просел спрос. Главное, и мы, и туристы – в подвешенном состоянии.
Большинство клиентов относится к ситуации с пониманием, знают, что мы их не бросим. Но полностью оплачивать их отдых заново не можем: я всем показываю платежки, подтверждающие, что мы перевели «Натали» деньги за туры. Срочно ищем замену отелей и заново бронируем, но у других операторов.
Собираем документы туристов на возврат денег, ждем положенные законом десять дней и, если не получим ответа, будем подавать коллективные иски. Юристы уже наготове. А если начнутся иски, банкротство «Натали» неизбежно. Открытым остается вопрос к туристическим властям – почему до сих пор на рынке такое происходит и будет ли когда-то контроль за состоянием компаний?».
Мария Конобеева, директор по маркетингу и PR группы компаний TBS: «Рынок ждет, турфирмы и туристы в растерянности. Долго так продолжаться не может. Думаю, нам всем будет проще, если статус «Натали», наконец, определится. У нас под ударом оказались даже не сотни, а тысячи туристов, которым мы бронировали туры. Да, страховое покрытие у компании недостаточное, но туристы хоть что-то получат, тем более что речь идет об «Ингосстрахе». А в противном случае – вообще ничего.
Наша позиция такова: мы полностью выполнили свои обязательства перед туристами и оператором и не должны нести дополнительные расходы не по своей вине. Клиенты либо повторно оплачивают туры, либо пишут заявления на возврат денег. Мы собираем документы, отправляем оператору, но пока от него никаких сообщений о сроках возврата не поступало – только автоматическая отбивка о получении документов. Есть туристы, у которых была перевозка на регулярных рейсах, они готовы ею воспользоваться и заново оплатить размещение. Желающих отложить поездку на следующий год, воспользоваться так называемым «гарантийным обязательством», как предлагает оператор, у нас нет. Людям нужен отдых сейчас, а не через год! А вот желающих обратиться в суд, если не получат денег, уверена, будет много: кто-то сильно потратился, купив дорогой тур, кто-то долго копил на отдых и не хочет терять последнее. Есть ситуации с больными детьми, которым нужна была поездка на море».
Лариса Ершова, генеральный директор компании «Планета чайки» (Обнинск): «У нас 17 броней по линии «Натали». Среди них оказалось много туров на регулярных рейсах, туроператор нам все авиабилеты подтвердил, мы начали искать замену аннулированному размещению. Другие операторы идут навстречу, в частности, «ПАК» перебронировал нам Испанию по ценам «Натали». То есть потихоньку разруливаем ситуацию, но она остается очень тяжелой. До позднего вечера собираем «бумажки», разбираемся с туристами, тратим нервы.
Очень надеюсь, что туроператор справится с ситуацией, потому что компания не бросает нас, работа идет, куратор отвечает. Да и претензий по нашему многолетнему сотрудничеству с этой компанией у меня нет, практически не было проблем и у наших туристов. А если «Натали» объявят банкротом и задействуют страховую компанию, клиенты получат крохи. Вспомните, после ухода с рынка «Лабиринта» туристам вернули по 1-2% от стоимости тура.
«Натали» – не мошенники, я уверена. Они не сбежали и не закрыли перед нами дверь. У них просто образовался кассовый разрыв, который, возможно, еще восполним. Хотя положение на рынке у туроператора незавидное. Он перессорился со многими крупными игроками и теперь даже не может обратиться к ним за помощью. Модель работы «Натали» также вызывает вопросы: у них нет чартеров, нет объемов, им не на чем зарабатывать и некуда расти. Фактически они последнее время работали как агентство. На комиссию от регулярки жить такому крупному оператору трудно».
Мария Свиридова, директор турагентства «Роза ветров НН» (Нижний Новгород): «Думаю, в случае объявления банкротства туристы хоть что-то получат, а иначе шансов у них немного. Мы приобрели у «Натали» 10 туров на 1,5 млн рублей. Сейчас оператор нам предлагает туры в 2019 году или – вставать в очередь за получением возврата. Обратной связи с туроператором нет: похоже, что оставшиеся в компании сотрудники не справляются с объемом работы, почтовые ящики переполнены.
Наша задача сейчас – отправить туристов на отдых. По опыту мы знаем, что людям, прежде всего, надо дать отдохнуть в те сроки, которые они планировали. Это всегда смягчает реакцию на несправедливость. В основном мы оплачиваем новые бронирования пополам с туристами, поскольку считаем, что несем перед ними моральную ответственность. В конце концов, это мы выбрали оператора.
К сожалению, не вижу такой же ответственности перед агентствами и туристами у Владимира Воробьева. Сама мысль предложить воспользоваться аннулированными турами в 2019 году, на мой взгляд, глубоко цинична. Фактически он предлагает свой личный бизнес оплатить нашими деньгами. Думаю, что соглашаются – причем, от безысходности – только те агентства, у кого многомиллионные потери. Надежды получить деньги очень мало.
Вообще, считаю, что Владимир Воробьев пошел не тем путем, сказав, что его бизнес нужен агентствам, поэтому он не будет останавливать работу. А надо было извиниться перед турагентами, на которых сейчас свалился такой груз, объяснить ситуацию, сказав, что у компании есть активы, их можно продать, например, систему «Натекния». Попросить у людей доверия и привести реальные аргументы. Думаю, розница бы его поняла. Несмотря на многочисленные недружественные выпады г-на Воробьева против агентств и даже разворот в сторону прямого клиента, его многие уважали. Да и я не могу пожаловаться на наше сотрудничество в течение 20 лет. Но нельзя выходить из кризиса за чужой счет! И мне будет обидно, если действия главы «Натали Турс» останутся безнаказанными».
Светлана Ставцева, RATA-news