Калуга

Потребительская уверенность россиян с начала 2019 года снизилась вдвое

В первом квартале 2019 года потребительская уверенность россиян уменьшилась вдвое по сравнению с аналогичным периодом 2018-го и составила минус 16 пунктов, пишут «Известия» со ссылкой на данные Росстата.

Наибольшее снижение наблюдается у молодежи в возрасте до 30 лет – в 5,5 раз. Ухудшились за год и настроения граждан в части собственного благополучия. Эксперты уверены, что ключевым образом на ожидания россиян повлияли пенсионная реформа и налоговые изменения. Также сказалось удорожание кредитов и снижение курса рубля. Однако пик неуверенности пройден, настроения «оттолкнулись от дна» и могут показать рост к концу года при отсутствии новых потрясений.

По данным госстатистики, индекс потребительской уверенности россиян в первые три месяца 2019 года снизился вдвое в годовом сравнении. Год назад его значение составляло минус 8 пунктов. Это был лучший показатель с кризисного 2015-го, когда он падал до минус 32 пунктов. Во втором квартале 2018-го индекс удержал эту позицию, но с третьего, когда уже было объявлено о пенсионной реформе и увеличении НДС, уверенность россиян в завтрашнем дне начала снижаться. В итоге в первом квартале этого года индекс составил минус 16 пунктов. Наибольшее падение индекса потребительской уверенности зафиксировано среди граждан до 30 лет.

Ухудшилось за год и мнение населения относительно собственного благополучия. В первые три месяца прошлого года индекс личного материального положения был на отметке минус 9 пунктов, в первом квартале этого года он опустился до минус 12. Индексы благоприятности для крупных покупок и сбережений в I квартале 2018-го фиксировались на отметке минус 23 и минус 32 пункта соответственно. Спустя год они опустились до минус 29 и минус 37 соответственно.

Сильный перелом в потребительских настроениях россиян произошел во второй половине прошлого года на фоне изменений пенсионной системы, повышения НДС и ожидания скачка инфляции, сообщил руководитель направления «Макроэкономика и финансы» Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Дмитрий Белоусов. Он отметил, что пик неуверенности в завтрашнем дне пришелся на начало 2019 года, когда люди уже увидели рост цен.

Версия для печати