Калуга

Туризм в мире, в том числе в России, продолжает расти

Впервые после двух лет падения Россия показала рост туристической отрасли, который в 2018 году составил 2%. Такие данные на конференции «Тренды развития туристической отрасли – Travel Trends», прошедшей в рамках выставки MITT, озвучила ведущий аналитик компании Euromonitor International Мария Милашевич.

Глобальный рост туризма в 2018 году составил 5% с 1,4 млрд поездок, при этом 50% всех путешествий в мире совершается в страны Европы. Самым быстро развивающимся регионом планеты стала Азия – прирост 8% по сравнению с 2017 годом. Из всех азиатских стран самые лучше показатели у Китая (+12%).

«Туризм стал приоритетом для потребителя – если раньше это была роскошь, то теперь – необходимость, – отметила г-жа Милашевич. – Люди путешествуют не раз и не два раза в год, как это делали наши родители, что напрямую связано с развитием внутреннего туризма. Это самая динамичная глобальная категория, рост глобальных затрат на которую составил в 2018 году 9%».

Один из основных драйверов роста, по словам эксперта, – развитие бюджетных авиалиний и расширение географии полетов, на которой, по сути, и стоит история успеха всех европейских городов. При этом бюджетные авиакомпании развиваются быстрее, чем традиционные – 7% роста против 5%.

Мир движется к тому, чтобы полностью перейти на онлайн, в том числе, в туризме, однако оффлайн в этой сфере все еще лидирует – по данным Euromonitor, 53% продаж всех туристических услуг в мире происходит оффлайн.

Лидерами выездного туризма в мире в 2018 году стали США, Германия и Китай – за последние пять лет все они демонстрировали устойчивый рост. Россия же показала за последнюю пятилетку отрицательную динамику в минус 21%, что связано с резким падением спроса в 2014-2015 годах. «Если исходить из числа путешествий на душу населения, то за границу раз в год выезжает каждый четвертый россиянин, каждый третий житель США и каждый двенадцатый житель Китая. При этом на каждого жители Германии приходится две поездки», – заметила Мария Милашевич. Больше всего денег в отрасль приносят туристы из Америки и Поднебесной – в 2018 году их расходы суммарно составили $300 млрд.

Во въездном туризме Россия в 2018 году показала небольшой рост (+2%). Эксперты Euromonitor связывают это с проведением в стране Чемпионата мира по футболу. «ЧМ позволил показать Россию на глобальной арене. Но барьеры все равно остаются – это и отсутствие бюджетных авиакомпаний типа Wizz Air или EasyJet, и в особенности визовый режим. Москва и Санкт-Петербург готовы принимать гораздо больше туристов, и если процесс получения виз действительно будет упрощен, то турпоток в эти города сразу увеличится», – подчеркнула г-жа Милашевич.

Туризм требует особого подхода к потребителю, поэтому многие компании активно повышают лояльность к клиенту. «Расширять свою аудиторию можно не только с помощью рекламы, но и взаимодействуя с другими брендами, – рассказала Мария Милашевич. – Так, например, авиакомпания Lufthansa запустила на своих рейсах бортовой интернет FlyNet и экспериментальное приложение, позволяющее совершать покупки прямо на борту. Пассажиры возвращаются домой, где их уже ждут заказанные в воздухе продукты. Выигрывают и они, и авиакомпания, получившая персональные данные своих клиентов».

Что касается перехода туротрасли в интернет, то, по словам г-жи Милашевич, в Восточной Европе сегодня онлайн продается 42% всех туристических услуг, а в России – 47% (в США и Австралии эти показатели еще выше). «Онлайн влияет не только на продажи, но и на сами путешествия, – пояснила эксперт. – Так, например, 83% пользователей ищут информацию онлайн для планирования путешествия, 48% заказывают услуги онлайн, 36% покупают дополнительные туристические услуги уже во время поездки и 69% делятся своими впечатлениями непосредственно в течение путешествия – также онлайн».

С развитием онлайн-сервисов туристические агентства, казалось бы, должны терять свою долю в разрезе туризма, однако этого не происходит во многом благодаря тому, что большинство агентов сами переходят на онлайн-платформы.

По словам Марии Милашевич, влияние туризма на окружающую среду и на комфортное проживание местного населения становится определяющим фактором, поэтому многие города и страны пытаются решить эту проблему, перераспределяя турпотоки и объясняя, что Голландия – это не только Амстердам, а Каталония – не только Барселона. Пока же рейтинг сотни самых популярных городов мира по числу международных прибытий возглавляют Гонконг, Бангкок и Лондон, за которыми идут Сингапур, Макао, Париж, Дубай, Нью-Йорк, Куала-Лумпур и Шэньчжэнь. Москва, по данным Euromonitor, занимает в этом списке 48 место, а Санкт-Петербург – 59 с их 5,4 млн и 4 млн международных прибытий, соответственно.

По прогнозу экспертов, туристическая отрасль, в отличие от других потребительских индустрий, и дальше будет показывать значительные темпы роста. Ведь тех, кто предпочитает тратить деньги на отдых и впечатления, в мире с каждым годом становится все больше.

 

Екатерина Веллинг, специально для RATA-news

Фото автора

Версия для печати