РАТА-новости
Польша спа гиф
 
ТурТрансВояж 24.06.2019
 
 
 
 

ПУТЕШЕСТВИЯ RATA-news

 
 
Ванд Китай
 
 
German Wines с 4 августа
 
 
Grecotel май
 
АРХИВ RATA-news
Предыдущий год
Предыдущий месяц
Август
Следующий год
Следующий месяц
пнвтсрчтптсбвс
2930311234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930311
 
музей-москва-сити Грекомания с 1 сентября 
 
 
Главная№3315Как «РЖД Тур» проваливает развитие железнодорожного туризма

Как «РЖД Тур» проваливает развитие железнодорожного туризма


В конце прошлой недели руководство «Федеральной пассажирской компании» («ФПК») в очередной раз встретилось с туроператорами. В очередной раз обсуждалось развитие железнодорожных туристических перевозок. На этот раз итогом встречи стало подписание меморандума о сотрудничестве с туроператорами «РЖД Тур», «ПАК групп», «Лабиринт», «Квинта-Тур» и DSBW Tours. Цель – формирование комплексного турпродукта с железнодорожной составляющей по направлению Россия – Финляндия в зимний период 2013-2014 годов.


Интересный момент: в меморандуме оговаривается, что среди компаний, подписавших документ «о сотрудничестве», есть «центральный оператор». Знающие люди сразу догадаются, что речь идет об «РЖД Тур», любимом детище сначала ОАО «РЖД», а с 2010 года – «ФПК».


В последнее время «ФПК» и «РЖД Тур» заметно усилили активность по отношению к туристическому рынку. Пресса пестрит заголовками о развитии железнодорожного туризма, турпоездах на Универсиаду, поездах выходного дня и т.д. Из последних сообщений: «ФПК» и «РЖД Тур» заключили соглашение с министерством курортов и туризма Краснодарского края, с компаниями «Сеть магазинов горящих путевок» и «Планета Сочи», с «Корпорацией по развитию туризма Республики Коми»...


Уж сколько их – обнадеженных туроператоров и других организаций, которые, наслушавшись сладких речей, падали в объятия двух «дочек». Заканчиваются все эти романы одинаково. Только на первый взгляд кажется, что «РЖД Тур» занимается развитием железнодорожного туризма. На самом деле в 2005 году силами «РЖД» создали обычного посредника, который, радостно потирая руки, стал загонять туроператоров в железные рамки «взаимовыгодного» сотрудничества. Потому как вагоны больше брать негде.


Фактически «РЖД Тур» вышла на рынок в марте 2006 года. За 7 лет компания сменила четырех директоров. И так и не сумела наладить нормальные взаимоотношения с турбизнесом.


А ведь поручение развивать в России межрегиональный железнодорожный туризм дано на самом высоком уровне, и его надо выполнять. Президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин это указание принял и включил туризм в число приоритетных направлений деятельности холдинга. Но сотрудничество турфирмам предлагается от имени «РЖД» на абсолютно неприемлемых условиях.

Итак, до апреля 2010 года туроператоры запрашивали места для туристических групп в Московском железнодорожном агентстве (МЖА). Там же выкупали билеты, при необходимости могли их сдать обратно. За свои услуги МЖА взимала комиссию в размере чуть больше 230 рублей с билета. Три года назад это агентство стало филиалом вновь образованной «ФПК». И тогда же заявки туроператоров, направленные в «ФПК», вдруг стали «всплывать» в компании «РЖД Тур». Оттуда операторам звонили и выражали готовность по этим заявкам работать – разумеется, за дополнительную плату. То есть «РЖД Тур» стала посредником между турфирмами и «ФПК».


Никто не мешает «туроператору» «РЖД Тур» разрабатывать собственные туры по России и за рубеж, рекламировать их и продавать, добросовестно конкурируя с другими участниками рынка. Но зачем так напрягаться? У нас же есть дефицитные вагоны! Иными словами, «ФПК», судя по всему, видит развитие железнодорожного туризма в том, чтобы весь сформированный туроператорами поток туристов, которые едут в отпуск на поездах, пропускать через «РЖД Тур». И на этом зарабатывать, накручивая стоимость проезда. Не очень, правда, понятно, чем пассажир поезда отличается от туриста, который едет на поезде. Но совершенно очевидно, что таким образом ущемляются права клиентов турфирм, которые покупают железнодорожную перевозку в составе турпакета. Они вынуждены платить за свой проезд больше, чем пассажиры, приобретающие билеты в кассе.


По поводу этой навязанной турбизнесу услуги Российский союз туриндустрии уже обращался в ФАС. Из полученного ответа выяснилось, что «РЖД Тур» уже проходила по антимонопольному делу и проиграла его. Сейчас РСТ, ориентируясь на рекомендации ФАС, собирает для антимонопольного ведомства документы для возбуждения нового дела.


Несколько конкретных примеров из сферы деятельности «железнодорожного туроператора». Минувшей зимой московские турфирмы, предлагающие автобусные туры Европе, обратились в «ФПК» с заявкой на дополнительный поезд до Бреста. В ответ им в категоричной форме предложили оформлять состав через «РЖД Тур». В итоге поезд обошелся в 3,5 млн. рублей – вдвое дороже обычного, каждый из операторов переплатил по 500-600 тыс. рублей.


Но мало того, что плацкартные вагоны в дополнительном поезде обошлись дороже, чем купейные в регулярном. На туроператоров потом обрушился вал претензий от туристов, недовольных состоянием поезда. Вагоны и, правда, были, мягко говоря, неопрятными, местами разбиты, к тому же холодные. По словам генерального директора компании «Интерс» Татьяны Козловской, это был настоящий грабеж: «Комиссионные «РЖД Тур» взяла огромные – в половину стоимости билета. Говорили, что занимались формированием продукта, но фактически мы сделали все сами. Понятно, что больше связываться с таким посредником мы не будем».


Одним из своих наиболее успешных проектов «РЖД Тур» называет «Пять пятниц» – экскурсионные маршруты выходного дня в различные города России. На самом деле, проект скорее мертв, чем жив. В 2012 году было сформировано восемь таких поездов – в Москву, Санкт-Петербург, Великий Новгород, Пензу, Нижний Новгород, Пермь. Турами воспользовались 7,5 тысяч человек. По словам генерального директора компании Сергея Ильягуева, на начало 2013 года у них было примерно 25 заявок на такие поезда, однако на конец июня реализована лишь одна. «Наверное, туроператоры не смогли набрать клиентов», – пояснил RATA-news г-н Ильягуев. Конечно – по таким-то ценам!


Нижегородская область на туристических поездах из Москвы и Самары в ноябре-декабре 2012 года и за первые два месяца 2013-го приняла более 2,6 тыс. туристов. Шесть поездов отправили и из Самарской области: четыре дальнего следования из Самары и два – пригородные маршруты на электропоезде «Волжский экспресс». Всего по программе съездило около 1700 туристов. В этом году туроператоры планировали программы расширять. Но «РЖД Тур» подняла расценки на 30-40%. Если, например, в 2012 году тур с проездом в купейном вагоне из Самары в Москву стоил 6800 рублей на человека, то с декабря – уже 9 тысяч.


При этом роль «РЖД Тур» в творческом процессе минимальна: компания лишь выделяет составы. Все остальное делают операторы: формируют железнодорожную программу, рассчитывают ее, оформляют заявку, определяют типы вагонов, за свой счет рекламируют туры, обеспечивают набор групп. «РЖД Тур» все это «принимает», «обрабатывает», «регистрирует», требуя за свой непосильный труд минимум 300-500 рублей с каждого места.


Вот пример реально выставленного счета от «РЖД Тур»: «проездные документы» – 240 442,90 руб.; «вознаграждение исполнителя за заказ и приобретение проездных документов и услуги по организации перевозки и обслуживанию организованной группы пассажиров по маршруту…» – 172 667,77 руб. Неслабое вознаграждение? 72% к стоимости проезда! И как, интересно, "РЖД Тур" обслуживала на маршруте "организованную группу пассажиров"?


Еще один счет, выставленный другому оператору в тот же период: проездные документы» – 435 730,50 руб.; «вознаграждение…» – 330 996,44 руб. Почти 76% плюс к стоимости проезда! На просьбу обосновать тарифы ответа, понятное дело, не последовало.


Весной 2013 года «РЖД Тур» заявила об организации патриотических спецпоездов на 9 мая в разные города России. Самарские компании в честь 70-летия Сталинградской битвы решили отправить туристов в Волгоград. После изнурительной переписки «РЖД Тур» выставляет туроператорам по 5 тыс. за билет, хотя проезд по этому маршруту на регулярном рейсе стоит 3600 рублей, а на праздничные даты еще и действовала скидка 50%!


Железнодорожный туризм ориентирован, прежде всего, на семьи с детьми, школьников, пожилых людей. По словам генерального директора пензенской компании «Беркут» Родиона Даркина, практически невозможно получить от «РЖД Тур» плацкартные вагоны для школьных турпоездов – компания принципиально предоставляет только купейные. «Мы буквально загорелись идеей турпоездов. Планировали этой весной отправлять школьные группы из Пензы в Москву. Расписание регулярных рейсов у нас сейчас неудобное, тур приходится делать с ночевкой, что сразу повышает его стоимость. Турпоезд снял бы эту проблему, но «РЖД Тур» выставила нам цены на 60% выше регулярных – 5 тыс. рублей за место. Мы провели опрос в школах – желающих не нашлось. К тому же, надо было сделать миллионные предоплаты этой программы. Риски зашкаливают, а условия просто кабальные», – рассказал RATA-news Родион Даркин.


Турбизнес единодушен в своей оценке «РЖД Тур»: фактически монополист без малейших признаков социальной ответственности. Собственно, и туроператоры, на прошлой неделе подписавшие меморандум, неоднократно выражали недовольство по поводу дорогих и некачественных чартерных поездов. Но не подписать документ не могли – вагоны-то где брать? Правда, на той же встрече первый заместитель генерального директора «ФПК» Владимир Каляпин пообещал участникам рынка прозрачные тарифы и вообще внимательно следить за политикой «РЖД Тур». Трудно поверить, что материнская компания до сих пор не ведала, что творит ее «дочка». Более того, в недавнем интервью РИА «Новости» заместитель гендиректора «ФПК» Андрей Калибердин утверждал, что стоимость билетов на экскурсионный поезд ниже (!), чем на регулярный: «Мы предоставляем удобный тариф за счет того, что поезд выкупается целиком. В результате он получается примерно на 25-30% дешевле, чем тариф при регулярном сообщении, и, например, путешествие выходного дня в купе обходится пассажиру по цене плацкарта в обычнее дни». А что в реальности?

В то время как президенту РФ докладывают о формировании туров на казанскую Универсиаду для студентов и молодежи при участии Минтранса и «РЖД Тур», операторы уже знают, что и этот проект компания наверняка провалит. По словам руководства «ФПК», «планируется отправление специальных туристических поездов в дни проведения Универсиады из 10 городов РФ – Москвы, Санкт-Петербурга, Уфы, Самары, Нижнего Новгорода, Екатеринбурга, Волгограда, Саратова, Перми и Кирова». Но вряд ли эти составы поедут: билеты на них дороже, чем на регулярный поезд. Соответственно операторы, планировавшие чартерные поезда в Казань, вообще не стали связываться с этим проектом.


«Нам Казань очень интересна – и в плане экскурсий, и как город Универсиады. Наши жители, в том числе молодежь, с удовольствием поехали бы, это всего ночь в поезде от Пензы. И мы организуем такие поездки, но на обычных регулярных поездах, они оказываются дешевле чартерных. Договориться с «РЖД Тур» нереально », – рассказал Родион Даркин.


«Мы долго разговаривали с «РЖД Тур», пытались убедить, что поезда на Универсиаду должны быть ниже по стоимости, чем обычные регулярные, так как рассчитаны на студентов. Но компания предлагает спецпоезда дороже регулярных, а это делает бессмысленными турпрограммы на Универсиаду. Им вообще этот проект железнодорожного туризма не нужен, просто было указание руководства – пришлось вроде как исполнять. «Пять пятниц» руками турбизнеса сделали, а дальше идти не могут. Все остальное им неинтересно и невыгодно, им есть на чем зарабатывать и помимо туризма», – сказал RATA-news глава компании «Роза ветров» Сергей Зенкин. По этой причине, полагает г-н Зенкин, у «РЖД Тур» «не сложится» ни с Универсиадой, ни с Олимпиадой, ни с Чемпионатом мира по футболу.


Не все операторы окончательно расстались с надеждой. Генеральный директор самарской туристической компании «Профцентр» Елена Мартыненко уверена, что «РЖД Тур» еще не потеряна для турбизнеса: «Компании надо перейти с сугубо коммерческих рельсов на социально-ориентированные, иначе придется уйти с рынка. Наверняка будет выбран первый путь, ведь развитие железнодорожного туризма – это федеральный проект, его нельзя отставить в сторону. Исполнения его требует руководство страны. Мы готовы показать «РЖД Тур», в какую сторону надо меняться».


Однако большинство турфирм решительно сокращают или вовсе сворачивают свое сотрудничество с «РЖД Тур». Они устали искать пульс в этом проекте.


Светлана Ставцева, RATA-news

 
 

 

Еще материалы этой рубрики:

 
 

Читайте также в этом номере:

 
 
 
 
 
Корал август
Visit Japan - тренинг
 

 
Говорят профессионалы
 
«Мы создали инструмент, позволяющий агентству удержать туристов от ухода в самостоятельное плавание»
Тарас КОБИЩАНОВ
«Русский Экспресс»
генеральный директор
«Онлайн Экспресс» открывает весь мир – не надо дозваниваться до туроператора, запрашивать варианты поездок, тратить время на утомительную самостоятельную сборку. На нашей платформе можно сформировать любой тур. Причем, по подсчетам самих агентов, время поиска сокращено в 4-5 раз.
«Туристу надо предлагать то, что он не сможет организовать самостоятельно»
Дмитрий ФОМИНЦЕВ
«ТурТрансВояж»
генеральный директор
Дама приехала на этот праздник с нашей группой, а на следующий год мы встретили ее там уже в качестве жены винодела – она принимала наших туристов вместе с ним! Еще одна туристка встретила свою любовь – итальянца – в Венеции, где группа провела всего 9 часов.
«Выиграет тот, у кого хорошие цены, сервис, скорость и технологии»
Светлана ДРОЗДОВА
«Русский Экспресс»
директор департамента FIT
«Рынку именно в секторе индивидуального туризма не хватало доступных технологий, позволяющих работать оперативно. "Русский Экспресс" их предложил: агентам стало удобнее. Они доверяют нам своих драгоценных вип-клиентов»
«У нас отличная команда – многие работают больше 10 лет, а некоторые с открытия гостиницы»
Светлана МИХАЛЕВСКАЯ
Azimut Hotel Olympic
генеральный директор
Скорее всего, это результат стабильного спроса на поездки в Москву со стороны россиян. И у нас много возвратных гостей. В прошлом году сеть Azimut обновила программу лояльности, и это принесло плоды. Хотя, люди, конечно, едут к нам не из-за бонусных баллов, а ради высокого уровня сервиса
«В турбизнесе очень много неконтролируемых рисков»
Елена ВОРОПАЕВА
Олимп Консалт
директор
Основная причина продажи бизнеса не изменились, а стоимость сильно снизилась – 10-11 лет назад средняя цена агентства была порядка 2-3 млн рублей, с тех пор они дешевели на 10-15% ежегодно, и сейчас, по сути, продаются по стоимости мебели и оргтехники. Средний чек – около 600 тыс. рублей
«То, что мы придумали для продажи экскурсий в Серпухове, может пригодиться любому малому городу»
Юрия ЯЩУК
Золотые купола
директор
Если город предлагает разные сборные экскурсии и их можно выбрать на этапе планирования поездки, это может повлиять на заполняемость отелей, ресторанов, продажу сувениров и т.п. Такой подход способен превзойти эффект событийного туризма
«Устраивая массовую раздачу сувениров, экспоненты сами привлекают на стенды нецелевую аудиторию»
Артем ЧЕРНЫШОВ
MITT
директор
Выставка – затратная вещь, так поставьте на эти три дня профессионалов, которые могут нормально отвечать на вопросы, давать нужную информацию. Только в этом случае есть вероятность, что посетители станут вашими партнерами
«Мы первые, кто предложил российским туристам отпраздновать Новый год в Назарете»
Анастасия СТАРИКОВСКИ
Hotel Ramada Nazareth
директор международных продаж
Назарет – одно из самых святых мест в мире, здесь вырос Иисус Христос. В городе много церквей, например, потрясающе красивый храм Благовещения с уникальной мозаикой, изображающей Мадонну с младенцем. Атмосфера в городе в период новогодних и рождественских праздников особенная
«Посещение отраслевой выставки профессиональными игроками не утратило актуальности»
Артем ЧЕРНЫШОВ
MITT
директор
Выставки отражают состояние рынка в целом. Рубль падает, туристов стало меньше. У нас перегрет рынок, количество агентств, туроператоров явно избыточно. Понятно, что они открывались в жирные времена, но сейчас ситуация изменилась
«У отельеров есть привилегия – работать 24 часа в сутки»
Корнелия БРИНКМАН
Marriott Novy Arbat, Courtyard City Center
генеральный менеджер
Не все молодые люди готовы отказаться от вечеринок с друзьями ради внепланового заезда, причем обращаться с клиентом как с единственным, даже если он сегодня трехсотый по счету заселяется. Этому нужно учить. Поэтому много внимания уделяем стажерам, делаем ставку на них
«У нас в префектуре Тоттори можно увидеть настоящую Японию»
Дина ДЕРГУНОВА
Frigate Aero Tours
директор по туризму
Отели, открытые иностранцами, востребованы еще и потому, что многие гости Японии сталкиваются с языковой проблемой: в маленьких городках сложно с английским. Москвичи не ожидают встретить россиян и обычно интересуются, как мы сюда попали. Но больше всех удивляются сами японцы
«Российские турагентства выкупают блоки мест на круизы в Арктику и Антарктику»
Марина ВЛАСОВА
Poseidon Expeditions
генеральный директор
Сейчас, кстати, самое время предлагать такие круизы. Еще несколько лет назад клиенты удивлялись, когда мы в ноябре говорили, что мест на Новый год в Антарктику уже нет. А сегодня российский рынок привык, что эти путешествия нужно бронировать за год-полтора
«Приход Hilton в регионы заставляет встряхнуться местные гостиницы»
Владимир ИЛЬИЧЕВ
Hilton Worldwide в России и СНГ
управляюший директор по развитию
Не скрою, мы подталкиваем туристов к прямому бронированию на наших сайтах. Ведь при обращении к онлайн-сервисам участники программы лояльности бонусных баллов не получают. К тому же, на наших официальных ресурсах цена на 2-3% ниже
«Ключевой тренд рынка хостелов – стирание границ между форматами»
Наталья РОЗЕНБЛЮМ
Top Hotel Experts
управляющий партнер
О каком бы населенном пункте ни шла речь, для развития хостелов там изначально должна быть и деловая, и туристическая жизнь. Если в город едут только в командировку, то люди ограничиваются старыми гостиницами и общежитиями
«Инфофлот» – это супермаркет, который предлагает более 3 тысяч речных и морских круизов
Андрей МИХАЙЛОВСКИЙ
«Инфофлот»
гендиректор
У нас более 6 тысяч агентств по всей стране. Думаю, достичь такого результата удалось, потому что мы сами начинали как агентство, нам знакомы все трудности, которые стоят на этом пути. Соответственно мы знаем способы их преодоления
«Отель к открытию мы собирали, словно дебютантку на бал»
Светлана МИХАЛЕВСКАЯ
Holiday Inn Express Moscow Paveletskaya
генеральный менеджер
В стандартах бренда Holiday Inn Express прописан принципиально новый формат сервиса. Например, у нас нет разделения на офисные функции и работу в сфере F&B. То есть, любой сотрудник должен уметь и заселить гостя, и кофе ему налить, и суп разогреть
«Чемпионат мира по футболу – отличный шанс для развития въездного туризма в России»
Сергей ВОЙТОВИЧ
«Свой ТС»
директор
На второй неделе ноября: стартует 7 ноября в Лиме, далее 9 ноября Буэнос-Айрес, 10 ноября Монтевидео и 14 – Сан-Пауло в Бразилии. Мы сможем представить местным туроператорам программы и пакеты для туристов и болельщиков, рассказать об облегченном порядке въезда в нашу страну по паспорту болельщика (Fan Id)
«О Японии стали чаще говорить в позитивном контексте, и это идет на пользу туризму»
Айри МОТОКУРА
московский офис JNTO
директор
Сейчас на сайтах операторов не так много пакетных туров в Японию, если сравнивать с объемом предложений по другим азиатским странам. Но если турфирма готова сделать хорошие турпакеты, мы разделим с ней рекламный бюджет. В этом году уже провели совместную рекламную кампанию с дальневосточными операторами
«Электронная путевка практически готова, часть ее функционала начнет действовать в 2018 году»
Игорь КОЗЛОВ
Комитет ассоциации «Турпомощь» по инновациям
руководитель
Скорее всего, электронная путевка будет БСО. И пункт в проекте постановления правительства – остается. Однако для этого нужно будет пройти очень большой путь по переработке технологической и нормативно-законодательной части электронной путевки. Так что, вряд ли это случится в 2018 году
«Выхода из кризиса можно ждать долго, а сменить обстановку и отдохнуть людям хочется сейчас»
Яна МУРОМОВА
«Анекс тур»
заместитель генерального директора
Агенты, которые уверены в себе, умело взаимодействуют с туристами, воспользуются множеством предложений со стандартной и повышенной комиссией и будут зарабатывать. Агенты, самая сильная сторона которых – скидки, а не знания и профессионализм, такой продукт реализовать не смогут
 
Консультации РАТА-новости
 
 
 
 
Rambler's Top100

Rambler's Top100