«Рано говорить, что TUI станет главным бенефициаром банкротства Thomas Cook»
Крупнейший европейский туроператор TUI AG, базирующийся в Ганновере, анализирует возможные для себя последствия ухода с рынка компании Thomas Cook. Как сказано в сообщении, несмотря на вызовы, которые стоят сейчас перед европейской туриндустрией, в компании считают свою бизнес-модель устойчивой. По словам главы компании Фридриха Юссена, их вертикально-интегрированный холдинг заканчивает летний сезон на уровне своих ожиданий.
Thomas Cook был главным конкурентом TUI, и модели их бизнеса в целом похожи. Обе компании занимались преимущественно пакетными турами, фокусировались на одних и тех же рынках – Германии, Великобритании, Скандинавии. Однако, как считают эксперты, если Thomas Cook сильно затянул с диверсификацией бизнеса, то в TUI постарались оперативно уйти из сегмента низкобюджетных пакетов, увеличить маржу, нарастить технологии и снизить сезонную зависимость.
В отличие от Thomas Cook, TUI сосредоточилась не только на гостиницах и авиакомпании, но и вполне успешно добавила круизы. В американской инвестиционной компании Bernstein считают TUI гораздо более устойчивым бизнесом, чем Thomas Cook, благодаря стабильным денежным потокам именно от его круизного и гостиничного бизнеса
После банкротства конкурента TUI может серьезно усилить свои позиции. Это уже происходит. По данным британской прессы, в понедельник, сразу после заявления Thomas Cook об остановке деятельности, акции TUI выросли более чем на 6% в индексе FTSE 100. Инвесторы ждут, что немецкий холдинг заполнит образовавшийся вакуум на рынке пакетных туров. Во вторник акции подросли еще на 2,1%, в среду – еще чуть-чуть. Это хороший симптом, так как росту не помешала даже недавняя информация о падении на 46% в третьем квартале базовой прибыли TUI после запрета на эксплуатацию опасных самолетов Boeing-737.
При этом акции туроператора по-прежнему вдвое дешевле, чем были в августе 2018 года, хотя подорожали на 25% по сравнению с минимумом, зафиксированным в августе этого года.
Как говорят аналитики, TUI имеет все основания претендовать на долю Thomas Cook, то есть на 30% британского и 10% немецкого туристического рынков. В компании Citi оценивают рост прибыли TUI в 2020 году минимум на 4%.
Оператору не помешают также освободившиеся самолеты конкурента: здесь доля Thomas Cook составляла 2,5% емкости рейсов из Великобритании в Европу и 1,5% – внутри Европы. Кстати, пару лет назад Thomas Cook обсуждала вопрос о продаже своей авиакомпании Thomas Cook Airlines, и TUI якобы рассматривала такой вариант. Хотя, по мнению аналитиков, самолеты вполне могут перепасть и новым игрокам. Именно так произошло после банкротства авиакомпаний Monarch и Air Berlin.
Глава TUI также отметил, что пока рано говорить, что главным бенефициаром банкротства Thomas Cook станет именно его компания. Некоторые эксперты вообще не исключают, что падение Thomas Cook может сыграть с его главным конкурентом злую шутку – на рынке уже говорят об опасности создания нового монополиста. Многие отели в Греции, Испании, Турции понесли огромные потери и вряд ли захотят опять складывать яйца в одну корзину.
Но есть и внутренние причины. Модель вертикально интегрированного бизнеса жизнеспособна, как сказал Фридрих Юссен, но столкнулась с рядом серьезных долгосрочных проблем. Для подразделения Markets & Airlines большим вызовом можно назвать вынужденную приостановку эксплуатации самолетов 737 MAX, избыток мест на рейсах и Brexit, который создает неопределенность как для игроков рынка, так и для потребителей.
«Как и прежде, мы прогнозируем, что операционная прибыль компании за этот год снизится на 26% по сравнению с 2018 годом. Причем, все эти внешние вызовы будут действовать и в течение 2020 года», – сказал г-н Юссен. В связи с этим оператор планирует сфокусироваться на том, чтобы сделать бизнес Markets & Airlines более конкурентоспособным, сохранить и нарастить свою рыночную долю. На рынке согласны: устойчивость TUI зависит не от того, как они сейчас освоят «наследство» конкурента, а как адаптируют свой бизнес к новым реалиям.
Светлана Ставцева, RATA-news