«ЧерриТур»: хроника продления жизни
«Деятельность компании ООО «ЧерриТур» приостановлена», – гласит объявление на сайте туроператора. Рядом – бодрый слоган: «Путешествия продлевают жизнь». Фирма, созданная в феврале 2011 года совсем не новичком в туризме Дмитрием Череповым, просуществовала полтора года.
Хорватские партнеры. О том, что у «ЧерриТур» проблемы, нам сообщили туристы, которые заехали в Хорватию 22-25 августа. Накануне вылета их предупредили, что отели не оплачены, и если этого не сделают сами клиенты, россиян не выпустят из страны. И они стали звонить в Москву.
Потом вышла на связь Наталья Марчеля, директор компании Solen, обслуживающей туристов «ЧерриТур». Уточнила сумму задолженности – не «сотни тысяч» долларов, как мелькает в прессе, и в целом сумма не критичная, больше похоже на текущие расчеты. Но если бы платежи из Москвы поступали ритмично, хорватские партнеры так бы не взволновались. «Я уже неоднократно предупреждала г-на Черепова, чтобы он не присылал туристов, пока не закроет долг, мы не будем их принимать. Но он кормил нас обещаниями и снова отправлял людей», - говорила Наталья.
Последний большой заезд 22 августа Solen принял, туристов разместили. «Мы понимаем, что люди не виноваты, – сказала она. – Но следующих клиентов уже точно обслуживать не будем, эти брони аннулированы».
«Следующие» должны были заехать в субботу 1 сентября. В течение пятницы и субботы Дмитрий Черепов обещал урегулировать финансовый вопрос. Вечером в субботу отправил в Пулу – не деньги, а туристов, 11 человек из Волгограда. Наталья Марчеля поехала в аэропорт объясняться с людьми. Предложила оплатить трансфер, проживание и потом получить возмещение в страховой компании либо сразу лететь обратно. Из 11 человек согласились платить только двое, точнее одна пара. Я пообщалась с ними по телефону. Путевку они купили лишь накануне вылета, в пятницу. Вот уж не повезло.
Туристам, выезжающим из отелей 1 сентября, руки не выкручивали и повторной оплаты не требовали, об этом с хорватами удалось договориться. Люди спокойно отправились в аэропорт. Но на еще один красивый жест хорватских партнеров «ЧерриТур» не хватило. Ни одна из принимающих компаний – ни Solen, ни IBCI, ни Maistra – не стали заниматься людьми, которые в результате около полутора суток просидели в аэропорту Пулы, ожидая вылета в Ростов-на-Дону. Ни воды, ни хоть каких-то печенюшек детям. Хотя бы ради того, чтобы у гостей все-таки остались не самые плохие воспоминания о Хорватии. Но нет: не оплачено.
Эдуард Кузнецов. Боевое крещение в новом статусе руководителя объединения туроператоров получилось неслабое: прошедший четверг – «Эль-Вояж», пятница и выходные – «ЧерриТур». Эдуард сходу подключился к решению проблем и координировал действия всех участников процесса. Тем более что Дмитрий Черепов самоустранился и не предоставил даже списки туристов, сидящих в аэропорту Пулы.
Именно Эдуард стал обсуждать с руководителем «ЧерриТур» возможность не отправлять в Хорватию ростовских туристов, которые должны были лететь туда 1 сентября: как бы не пришлось им сразу возвращаться обратно, а 80 свободных мест на обратном рейсе может и не быть. И именно Эдуард «привел» Дмитрия Черепова в Ростуризм, на заседание оперативного штаба, который собрался в воскресенье.
Всю субботу Кузнецов держал связь с авиакомпаниями «Саравиа» и «Руслайн», которые должны были вывозить из Пулы туристов. Должны были, но не хотели, поскольку рейсы заказчиком не оплачены. «Саравиа» еще склонялась лететь, хотя с решением тянули весь день, а «Руслайн» категорически отказался. Встал вопрос: что делать с пассажирами этой компании, которые должны были 2 сентября возвращаться в Краснодар.
На призыв о помощи откликнулся председатель совета директоров компании «Пакс» Сергей Приголовкин, имеющий колоссальный опыт работы с Хорватией. Кузнецов добыл в «ЧерриТур» списки краснодарских туристов, Приголовкин предложил вариант их отправки в Россию вместо воскресенья во вторник – на своих рейсах и бесплатно, а до вторника – размещение 49 человек в апартаментах, и тоже бесплатно.
До вечера субботы решения о вылете «Саравиа» в Пулу, чтобы забрать в Ростов 116 пассажиров, которые уже с утра сидели в аэропорту, все еще не было. Но мы все-таки надеялись. А в «ЧерриТур» так вовсе были уверены: «Саравиа» обязательно полетит.
Российские авиакомпании. В ту же субботу, около 22 часов, мне позвонил из Загреба консул России Андрей Иванков: «Есть ли у вас информация по поводу вывоза туристов? В аэропорту Пулы сидит больше ста человек!». Простите, не поняла, какие туристы в аэропорту??? «Ростовские!». Так за ними уже должен был прилететь самолет! «Не прилетел! Аэропорт на ночь закрывается, людей выпроваживают на улицу!».
Российская авиакомпания «Саравиа» не отправила борт в Пулу за своими пассажирами и даже не сочла необходимым сообщить кому-либо о своем решении. Хотя все нужные контакты, в том числе Эдуарда Кузнецова, у руководства были. Они просто не полетели – не оплачено.
Консул Андрей Иванков договорился с аэропортом Пулы, чтобы людям разрешили остаться в здании. Принимающие партнеры «ЧерриТур», напомним, заниматься туристами не стали.
Уже глубокой ночью, сложными путями, в том числе с привлечением руководства Транспортной клиринговой палаты, нам удалось выяснить, что рейс «Саравиа» в Пулу стоит в расписании на утро 2 сентября, вылет в 7.40. Но, разумеется, никакой уверенности в том, что борт вылетит, уже не было.
Он и не вылетел.
А что, все логично. Завозить пассажиров неоплаченным рейсом – нормально, есть надежда, что все-таки заплатят. А вывозить – зачем, если уже ясно, что денег не будет. Иными словами, «Саравиа» сделали туристов заложниками своих отношений с бизнес-партнером. Шли вторые сутки «бдения» людей в аэропорту Пулы.
Вот тогда утром в воскресенье, еще не было 9 часов, подняли на ноги Росавиацию – разбудили людей, объяснили проблему, попросили вмешаться. И про «Саравиа» сообщили, и про «Руслайн» заодно. Отдадим должное – реакция авиационных властей была быстрой и адекватной. Если без подробностей: вчера же обе авиакомпании людей вывезли. Добавим: трансфер из отелей к рейсу на Краснодар организовал «Пакс» – бесплатно. Ростовские, напомним, и так уже сидели в аэропорту, около полутора суток.
Ростуризм. Вчера на заседании оперативного штаба в Ростуризме Дмитрий Черепов сообщил, что в Хорватии еще остается порядка 15 туристов «ЧерриТур», отдых которых заканчивается через неделю. «Будем вывозить с помощью других туроператоров», – сказал Эдуард Кузнецов.
Около 250 человек отдыхают в Болгарии. По словам г-на Черепова, с отелями у них проблем возникнуть не должно. Насчет перелета – вопросы. Тот же «Руслайн», например, 8 сентября должен вывозить 39 клиентов «ЧерриТур» из Варны. Еще мы пообщались с Иваном Ивановым, представителем авиакомпании Bulgaria Air, на которой у «ЧерриТур» блоки мест. Сегодня г-н Иванов обещал сообщить, оплачены ли ближайшие вылеты. Кроме того, есть блоки и на других направлениях. В общем, похоже, еще будет, чем заняться.
Сегодня оперативный штаб соберется снова: Ростуризм, Росавиация, Всероссийский союз страховщиков, «Ингосстрах», объединение туроператоров в лице Эдуарда Кузнецова.
«ЧерриТур». Дмитрий Черепов объяснил проблемы компании несколькими причинами. И первая – потеря значительной суммы из-за недавнего банкротства туроператора «Болгариан ВИП Турс» («БВТ»), партнера «ЧерриТур» в Болгарии. А «БВТ» не смог оправиться после банкротства «Капитал тура», который, по некоторым сведениям, остался должен болгарской компании порядка 2 млн. евро. Так считают многие эксперты, в том числе сам г-н Черепов, который работал в «Капитал туре». Вот такой рикошет.
Кроме того, неудачу «ЧерриТур», по словам г-на Черепова, принесла неблагоприятная ситуация со спросом, непростой региональный сегмент туристического рынка, в котором работала компания, «разночтение балансов» с хорватским туроператором Solen и другие «непредсказуемые факторы».
Еще Дмитрий Черепов сказал, что после всего случившегося вряд ли сможет возобновить деятельность компании.
Было видно, что ему тяжко.
Ирина Тюрина, RATA-news