РАТА-новости
Круизный дом с 18 июня
 
Библио глобус 28.04
 
 

ПУТЕШЕСТВИЯ RATA-news

 
 
ПАК ГЛ 2019
 
 
Royal Air Maroc - с 13 июня
 
 
Грекотель Танцы 14.06
 
АРХИВ RATA-news
Предыдущий год
Предыдущий месяц
Июнь
Следующий год
Следующий месяц
пнвтсрчтптсбвс
28293031123
45678910
11121314151617
18192021222324
2526272829301
 
КС Групп музей-москва-сити Грекомания с 1 сентября 
 
 
Главная№2993Объем предложенных изменений в закон о туризме достиг критической массы и может разрушить отрасль

Объем предложенных изменений в закон о туризме достиг критической массы и может разрушить отрасль


После очередного заседания в Госдуме по вопросу изменений и дополнений к федеральному закону № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», которое состоялось 2 марта, в законопроект вошел еще один пункт – об обязательном создании и участии операторов по выездному туризму в саморегулируемых организациях (СРО). Эта поправка была внесена главой Комитета по предпринимательству и экономической политике Госдумы Игорем Руденским.

 

Учитывая, что участие в СРО, согласно законопроекту, накладывает на его членов и серьезные административные функции, и дополнительные финансовые расходы, объем готовящихся изменений в закон о туризме достиг критической массы и вместо стабилизации ситуации в отрасли может ее разрушить. Как сказал RATA-news вице-президента РСТ Юрий Барзыкин, экономическая и техническая несостоятельность отдельных поправок совершенно очевидна, а последствия их губительны для турбизнеса. 6 марта РСТ отправил соответствующие обращения г-ну Руденскому, членам его комитета, а также председателю Госдумы Сергею Нарышкину и министру спорта, туризма и молодежной политики Виталию Мутко.

 

Напомним, второе чтение законопроекта в Госдуме запланировано на 22 марта. Российский союз туриндустрии считает своевременным внесение поправок в отраслевое законодательство. Предложенные в законопроекте изменения размера финансового обеспечения гражданской ответственности туроператоров по въездному туризму помогут снять излишнюю финансовую нагрузку и в определенной мере окажут стимулирующее действие на этот сектор туризма. РСТ также положительно оценивает инициативу по исключению оператора из Единого федерального реестра по решению арбитражного суда в связи с грубым нарушением норм федеральных законов.

 

Однако предложения относительно регистрации турпутевок на бумажных и электронных носителях с последующим направлением информации в федеральный орган исполнительной власти по туризму требуют более тщательной проработки, анализа их экономических последствий. РСТ, в частности, просит обратить внимание на чрезвычайную сложность реализации предлагаемых механизмов, связанных с централизацией обработки такого массива информации.

 

Известно, что второе чтение указанного законопроекта дважды переносилось Советом Госдумы в конце осенней сессии думы пятого созыва в 2011 г., так как разработчики законопроекта (депутаты Госдумы и Минспорттуризм России) не учитывали мнение ряда министерств и ведомств (Минэкономразвития России, ФАС России) и не прислушивались к возражениям представителей бизнеса (ОПОРА России, Комитет ТПП РФ, РСТ, АТОР), которые предлагали исключить из законопроекта ряд положений, нарушающих права участников рынка. Прежде всего – положения об обязанности турагентства работать от имени и по поручению туроператора. Сейчас между туроператором и турагентом заключаются различные договоры: агентирования, комиссии, купли-продажи, возмездного оказания услуг и других смешанных видов. Схема работы только «от имени и по поручению» туроператора на туристическом рынке практически не применяется ввиду ее очевидных отрицательных последствий как для туроператоров, так и для агентов.

 

По мнению экспертов, предлагаемая мера не отвечает реальным потребностям туристического рынка, так как приведет к уходу из сферы законодательного регулирования значительного числа розничных продавцов турпродукта, большинство мелких и средних агентств вынуждены будут прекратить свое существование, снизится конкуренция на рынке туруслуг, ограничится возможность выбора турпродукта потребителем, но при этом не повысится правовая защищенность потребителей. Напомним, наличие десятков уполномоченных представительств как у «Капитал тура», так и у компании «Ланта-тур вояж», туристам не помогло, а лишь усилило этот потребительский конфликт, нанеся ущерб сотням агентств.

 

ФАС России в своих письмах в Минспорттуризм России также предлагает исключить спорное положение, так как оно противоречит Гражданскому кодексу РФ: нельзя законодательно определять понуждение к заключению договора определенного вида.

 

РСТ особо отмечает, что введение механизмов саморегулирования в туриндустрии требует максимально осторожного подхода и детального обсуждения с заинтересованными министерствами и ведомствами, представителями турбизнеса, общественными организациями, субъектами Российской Федерации, так как это может повлечь значительную финансовую нагрузку на бизнес.

 

Согласно анализу, проведенному экспертной группой РСТ, туроператору-члену СРО за работу на рынке дополнительно придется платить около 400-550 тыс. рублей ежегодно. Это не только деньги компенсационного фонда, но и административные расходы на содержание специализированных органов и аппарата СРО (для выполнения обязательных функций по контролю и принятию мер воздействия к членам СРО, организационному, правовому, материально-техническому обеспечению организации). При этом сохраняется необходимость выплат по действующему финансовому обеспечению страховым компаниям или банкам. С учетом того, что оборот среднестатистического туроператора составляет 5-8 млн. рублей в год, для большинства из 2 тысяч компаний по выездному туризму эта модель экономически совершенно не оправдана.

 

Для крупных туроператоров, имеющих финансовое обеспечение от 60 до 100 млн. рублей, эти затраты будут в десятки раз выше. Например, для крупнейших туроператоров с годовым оборотом около 10 млрд. рублей такие выплаты составят не менее 24 млн. рублей в год, а в случае потребительских конфликтов и больше. Кроме того, издержки членов СРО на содержание будут включены в цену туруслуг, реализуемых потребителям, что резко понизит конкурентоспособность российских компаний, особенно, малого и среднего бизнеса.

 

Не решены также системные вопросы по изменениям: в налоговое законодательство, предусматривающее отнесение взносов членами СРО на себестоимость услуг; в законодательство об административных правонарушениях, наделяющих СРО правами по рассмотрению дел об административных нарушениях своих членов, так и установление санкций к сотрудникам органов управления СРО; требуются также другие изменение в гражданское законодательство.

 

РСТ за использование элементов СРО, но это должен быть хорошо продуманный механизм. И государство не должно уходить из этой сферы деятельности, поскольку в основе лежат вопросы безопасности потребителей. Нужно сначала разработать порядок формирования и расходования компенсационного фонда, его пополнения, в том числе за счет страховых компаний, механизмы оперативной помощи и эвакуации туристов, распределения компетенции и ответственности государства и бизнеса, примерные стандарты деятельности по различным видам туризма и целый ряд других нормативно-правовых документов. Ничего этого в настоящее время не предложено.

 

Без разработки вышеуказанных документов сложно прогнозировать и просчитывать эффективность деятельности СРО. Абсолютно не учитывается зарубежный опыт государственно-частного партнерства по решению вопросов помощи туристам (Великобритании, Италии и др.), где практически не используется безальтернативная модель СРО. Эти и другие вопросы требуют дополнительного обсуждения и рассмотрения. Кроме того, поспешное включение положений о СРО в поправки ко второму чтению меняют концепцию указанного законопроекта.

 

Предложения по увеличению уставного фонда необходимо увязывать с размером финансового обеспечения и реальной возможностью использования его по обязательствам компании. Предложенный минимальный размер уставного капитала в 30 млн. рублей – крайне избыточная норма для большинства туроператоров. Также не просчитаны последствия и социально-экономический эффект от предлагаемых поправок.

 

РСТ предлагает принять законопроект во втором чтении без предлагаемых спорных и требующих существенной доработки положений и готов оказывать содействие в разработке изменений и дополнений к закону «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».


 

Еще материалы этой рубрики:

 
 

Читайте также в этом номере:

 
 
 
 
 
Корал  кошелек 13.03
Visit Japan - тренинг
 
 
Говорят профессионалы
 
«Приход Hilton в регионы заставляет встряхнуться местные гостиницы»
Владимир ИЛЬИЧЕВ
Hilton Worldwide в России и СНГ
управляюший директор по развитию
Не скрою, мы подталкиваем туристов к прямому бронированию на наших сайтах. Ведь при обращении к онлайн-сервисам участники программы лояльности бонусных баллов не получают. К тому же, на наших официальных ресурсах цена на 2-3% ниже
«Ключевой тренд рынка хостелов – стирание границ между форматами»
Наталья РОЗЕНБЛЮМ
Top Hotel Experts
управляющий партнер
О каком бы населенном пункте ни шла речь, для развития хостелов там изначально должна быть и деловая, и туристическая жизнь. Если в город едут только в командировку, то люди ограничиваются старыми гостиницами и общежитиями
«Инфофлот» – это супермаркет, который предлагает более 3 тысяч речных и морских круизов
Андрей МИХАЙЛОВСКИЙ
«Инфофлот»
гендиректор
У нас более 6 тысяч агентств по всей стране. Думаю, достичь такого результата удалось, потому что мы сами начинали как агентство, нам знакомы все трудности, которые стоят на этом пути. Соответственно мы знаем способы их преодоления
«Отель к открытию мы собирали, словно дебютантку на бал»
Светлана МИХАЛЕВСКАЯ
Holiday Inn Express Moscow Paveletskaya
генеральный менеджер
В стандартах бренда Holiday Inn Express прописан принципиально новый формат сервиса. Например, у нас нет разделения на офисные функции и работу в сфере F&B. То есть, любой сотрудник должен уметь и заселить гостя, и кофе ему налить, и суп разогреть
«Чемпионат мира по футболу – отличный шанс для развития въездного туризма в России»
Сергей ВОЙТОВИЧ
«Свой ТС»
директор
На второй неделе ноября: стартует 7 ноября в Лиме, далее 9 ноября Буэнос-Айрес, 10 ноября Монтевидео и 14 – Сан-Пауло в Бразилии. Мы сможем представить местным туроператорам программы и пакеты для туристов и болельщиков, рассказать об облегченном порядке въезда в нашу страну по паспорту болельщика (Fan Id)
«О Японии стали чаще говорить в позитивном контексте, и это идет на пользу туризму»
Айри МОТОКУРА
московский офис JNTO
директор
Сейчас на сайтах операторов не так много пакетных туров в Японию, если сравнивать с объемом предложений по другим азиатским странам. Но если турфирма готова сделать хорошие турпакеты, мы разделим с ней рекламный бюджет. В этом году уже провели совместную рекламную кампанию с дальневосточными операторами
«Электронная путевка практически готова, часть ее функционала начнет действовать в 2018 году»
Игорь КОЗЛОВ
Комитет ассоциации «Турпомощь» по инновациям
руководитель
Скорее всего, электронная путевка будет БСО. И пункт в проекте постановления правительства – остается. Однако для этого нужно будет пройти очень большой путь по переработке технологической и нормативно-законодательной части электронной путевки. Так что, вряд ли это случится в 2018 году
«Выхода из кризиса можно ждать долго, а сменить обстановку и отдохнуть людям хочется сейчас»
Яна МУРОМОВА
«Анекс тур»
заместитель генерального директора
Агенты, которые уверены в себе, умело взаимодействуют с туристами, воспользуются множеством предложений со стандартной и повышенной комиссией и будут зарабатывать. Агенты, самая сильная сторона которых – скидки, а не знания и профессионализм, такой продукт реализовать не смогут
«Надо не противостоять глобальным конкурентам, а использовать их потенциал»
Тарас КОБИЩАНОВ
«Русский Экспресс»
генеральный директор
«К ним приходит клиент и говорит: вот здесь, в условном «Букинге» есть по хорошей цене отель, вот в другой системе – по выгодной цене билет. Нужен еще и трансфер и экскурсии, нужна страховка. Надо помочь с открытием визы. Формально агентства не могут сами составить пакет из отдельных услуг, не нарушив законодательство»
«Наши круизы по сибирским рекам уникальны, но мы всего лишь вспомнили хорошо забытое старое»
Михаил КОРНЫШЕВ
«Ника»
исполнительный директор
В любых круизных презентациях карта России всегда начинается с Калининграда, а заканчивается в Перми. Я каждый раз тяну руку, чтобы спросить: а где следующий слайд – реки от Урала до Дальнего Востока? И все смеются. Потому что знают, что рек там очень много, а вот судов почти нет и работать сложно
«Главная ошибка владельцев загородных объектов – когда личные интересы важнее рентабельности бизнеса»
Антон БАСИН
«Фанталис»
Исполнительный директор
На берегу ставить баню нам не разрешили. Тогда мы срубили плот, зарегистрировали его как плавсредство. Представляете, сидите вы на бережку, и вдруг по озеру к вам из темноты неслышно выплывает реальная баня, освещенная фонариками. Впечатление – незабываемое. Да и окунаться после парилки в чистейшее озеро – особое удовольствие
«В Sport Inn Hotel нам повезло с уникальной инфраструктурой, за которую мы и уцепились»
Александр ЕЛИСЕЕВ
Sport Inn Hotel

Успешность проектов в Сочи зависит от того, насколько удастся консолидировать усилия гостиниц. Мы, например, 26 мая, пока не начался горячий сезон, планируем провести волейбольный матч для отельеров и компаний-партнеров – организаторов экскурсий, туров и т.д. Неформальное общение – хороший путь для решения бизнес-задач
«Семейную атмосферу отеля должны ощущать не только гости, но и сотрудники»
Павел ЙИНДРА
Marriott Moscow Tverskaya 4*
генеральный менеджер
И еще один момент, о котором почему-то иногда забывают: чтобы люди работали с душой, их нужно хорошо кормить. Мы не просто уделяем особое внимание качеству питания для сотрудников, но и регулярно устраиваем «вечеринки для своих». И шеф-повар специально готовит что-нибудь вкусненькое – побаловать коллег
«Палатка и костер – два главных элемента романтики, которые особенно запоминаются детям»
Дмитрий КАЗЬМИН


«По моим ощущениям, у людей смещается интерес с "матрасного" отдыха в сторону активного. Многие родители настроены на то, чтобы ребенок продолжал развиваться и в неучебное время. Поэтому спрос на игровые, языковые, тематически и подобные лагеря, думаю, будет расти»
«Отели Краснодарского края должны научиться конкурировать с Турцией и Египтом»
Светлана РУБЦОВА
«Интеллект Отель»
директор
Больное место – организация питания. Мы видим, как пересекаются потоки грязной и чистой посуды, не хватает блюд или качество их приготовления низкое. И если на этапе проекта можно внести допустимые корректировки, то в работающем отеле недостатки приходится исправлять другими способами - в зависимости от ситуации...
«Для подавляющего большинства сибиряков самый желанный отдых – на море»
Елена ЛУКЬЯНОВА
«Глобус-тур»
директор
Первое, что вызывает вопросы - хранение персональных фондов. Меня как руководителя компании смущает, что деньги мы должны перечислить в общественную организацию, а прямых договорных отношений с банком у нас не возникнет. А ведь речь идет о больших деньгах.
«Операторы «Мостурпула» работают на общие цели и хотят, чтобы власть их слышала»
Татьяна КОЗЛОВСКАЯ
ассоциация «Мостурпул»
руководитель
И еще интересная «деталь». Министр культуры РФ Владимир Мединский своим приказом с 1 января 2015 года отменил для детей входную плату в федеральные музеи. Но в ответ на это музеи Московского Кремля в два раза, до 4 000 рублей, увеличили стоимость экскурсии и сократили количество детей в группе...
«Задача TUI в России – стать туроператором номер один по семейному отдыху»
Тарас ДЕМУРА
TUI Russia
генеральный директор
Трудно поверить, что из миллиона туристов, которые ежегодно принимают на Алтае, нельзя "набрать" 50 тысяч, которые отправятся туда через туроператора! Мы порой воюем за 30 туристов в Таиланд, а тут речь о тысячах. TUI Group каждый год отправляет в Мурманск 12 международных круизов, на которых россиян вообще нет
«В России вероятен кризис въездного туризма, но его можно предотвратить»
Сергей ШПИЛЬКО
Российский союз туриндустрии
президент
Любая недостающая или некачественная услуга в составе турпродукта портит впечатление от поездки в целом. И, рано или поздно, зарубежные партнеры просто не будут поставлять группы без гарантий соблюдения всех требований, в том числе по транспорту, переводу и посещению наиболее известных объектов показа
«Средненькие исходные данные наших гостевых домов мы превратили в серьезные преимущества»
Светлана МАРКОВА
гостевые дома «Усадьба Добролюбово» и «Медвежий угол»
директор
«Повышенную душевность» поощряем финансово. Зарплата администраторов доходит до 50 тысяч рублей, горничных – до 35 тысяч. Так что и в «Добролюбово», и в «Медвежьем углу» сотрудники порой получают больше, чем их коллеги в Москве. И мы можем себе это позволить
 
Консультации РАТА-новости
 
 
 
 
Rambler's Top100

Rambler's Top100