Донинтурфлот
RATA-news в Telegram-----------------RATA-news в Telegram-----------------

Винный туризм – нишевый продукт или стратегический актив?

Винный туризм становится основным стратегическим активом винодельческих регионов России. Он привлекает туристов с высокой покупательной способностью, создает качественные точки отдыха в сельской местности, чем способствует диверсификации сезонности. Об этом, в частности, шла речь на сессии «Маркетинг винного туризма: как устранить барьеры на пути к целевой аудитории» в рамках прошедшего в Москве первого эногастрономического фестиваля Vinspiration.

По мнению руководителя комитета РСТ по сельскому туризму Елены Порман, винный туризм имеет большое значение не только как самостоятельное направление, он также важен с точки зрения повышения конкурентоспособности национального турпродукта.


О потенциале винного туризма в Краснодарском крае рассказала руководитель профильной комиссии РСТ Бэлла Тарасова. По ее словам, при его развитии необходимо использовать кластерную модель, объединяя в комплексные маршруты винодельни, объекты агротуризма – сыродельни, фермерские хозяйства, а также предлагая к посещению местные объекты природного и культурного наследия. Наглядный пример представляет собой проект «Винные дороги Боспорского царства». Его маршруты охватывают четыре региона Северного Причерноморья – Краснодарский край, Ростовскую область, Крым и Севастополь. Сейчас формируется национальный маршрут «Винные дороги Краснодарского края».

Руководитель проекта «Гастрономическая карта России» Екатерина Шаповалова убеждена, что на законодательном уровне необходимо закрепить понятие «российская кухня»: «Российское вино и региональная кухня – невербальный инструмент знакомства с историей, культурой, кулинарными традициями и уникальными продуктами местности». Региональные вина юга России сопровождают кулинарные традиции черноморской, донской, кавказской кухни и должны стать обязательным элементом эногастрономических маршрутов, мастер-классов, дегустаций и базовым предложением в винных картах и меню местных ресторанов и отелей, подчеркнула г-жа Шаповалова.

Эксперты отметили, что для виноделен туристический бизнес не профильный, но полезный. Он привлекает новую аудиторию, посетителей дегустаций и покупателей продукции. «Туристы формируют спрос, активируется экономика впечатлений – фототуры, пленэры, арт-кемпы и другие активности, появляются доходы от размещения гостей», – сказала член комиссии РСТ по винному туризму Наталия Белякова.

Кстати, исследование, проведенное компанией Ipsos, показало, что треть жителей крупных городов предпочитают вино, чуть больше четверти – шампанское. Причем на первом месте – российские вина (63%), но им отдает предпочтение менее доходная и менее образованная аудитория, чаще мужчины. Иностранные вина предпочитает 42% опрошенных, это люди, в основном, с высшим образованием и более высоким уровнем дохода. Однако заметно и существенное пересечение потребления по категориям – так, каждый второй потребитель иностранных вин также пьет и российские.

Директор Ipsos по маркетингу и коммуникациям в России Людмила Новиченкова отметила, что винный туризм становится значимым инструментом для формирования лояльного потребителя, помогает избавиться от недоверия к российским винам и на личном опыте убедиться в высокой культуре производства, качестве вин юга России.

Елена Порман напомнила о поручении президента РФ правительству и главам Краснодарского края, Ростовской области, Крыма, Севастополя, Ставропольского края и Дагестана разработать комплекс мер по развитии винного туризма, в том числе экскурсионных маршрутов и сопутствующей инфраструктуры. Документ должен быть подготовлен к 1 июля 2022 года.

Сессия прошла в формате рабочей встречи двух групп экспертного совета комитета Госдумы по туризму – по маркетингу территорий и по развитию сельского, аграрного и эногастрономического туризма.