Винный туризм – нишевый продукт или стратегический актив?
Винный туризм становится основным стратегическим активом винодельческих регионов России. Он привлекает туристов с высокой покупательной способностью, создает качественные точки отдыха в сельской местности, чем способствует диверсификации сезонности. Об этом, в частности, шла речь на сессии «Маркетинг винного туризма: как устранить барьеры на пути к целевой аудитории» в рамках прошедшего в Москве первого эногастрономического фестиваля Vinspiration.
По мнению руководителя комитета РСТ по сельскому туризму Елены Порман, винный туризм имеет большое значение не только как самостоятельное направление, он также важен с точки зрения повышения конкурентоспособности национального турпродукта.
О потенциале винного туризма в Краснодарском крае рассказала руководитель профильной комиссии РСТ Бэлла Тарасова. По ее словам, при его развитии необходимо использовать кластерную модель, объединяя в комплексные маршруты винодельни, объекты агротуризма – сыродельни, фермерские хозяйства, а также предлагая к посещению местные объекты природного и культурного наследия. Наглядный пример представляет собой проект «Винные дороги Боспорского царства». Его маршруты охватывают четыре региона Северного Причерноморья – Краснодарский край, Ростовскую область, Крым и Севастополь. Сейчас формируется национальный маршрут «Винные дороги Краснодарского края».
Руководитель проекта «Гастрономическая карта России» Екатерина Шаповалова убеждена, что на законодательном уровне необходимо закрепить понятие «российская кухня»: «Российское вино и региональная кухня – невербальный инструмент знакомства с историей, культурой, кулинарными традициями и уникальными продуктами местности». Региональные вина юга России сопровождают кулинарные традиции черноморской, донской, кавказской кухни и должны стать обязательным элементом эногастрономических маршрутов, мастер-классов, дегустаций и базовым предложением в винных картах и меню местных ресторанов и отелей, подчеркнула г-жа Шаповалова.
Эксперты отметили, что для виноделен туристический бизнес не профильный, но полезный. Он привлекает новую аудиторию, посетителей дегустаций и покупателей продукции. «Туристы формируют спрос, активируется экономика впечатлений – фототуры, пленэры, арт-кемпы и другие активности, появляются доходы от размещения гостей», – сказала член комиссии РСТ по винному туризму Наталия Белякова.
Кстати, исследование, проведенное компанией Ipsos, показало, что треть жителей крупных городов предпочитают вино, чуть больше четверти – шампанское. Причем на первом месте – российские вина (63%), но им отдает предпочтение менее доходная и менее образованная аудитория, чаще мужчины. Иностранные вина предпочитает 42% опрошенных, это люди, в основном, с высшим образованием и более высоким уровнем дохода. Однако заметно и существенное пересечение потребления по категориям – так, каждый второй потребитель иностранных вин также пьет и российские.
Директор Ipsos по маркетингу и коммуникациям в России Людмила Новиченкова отметила, что винный туризм становится значимым инструментом для формирования лояльного потребителя, помогает избавиться от недоверия к российским винам и на личном опыте убедиться в высокой культуре производства, качестве вин юга России.
Елена Порман напомнила о поручении президента РФ правительству и главам Краснодарского края, Ростовской области, Крыма, Севастополя, Ставропольского края и Дагестана разработать комплекс мер по развитии винного туризма, в том числе экскурсионных маршрутов и сопутствующей инфраструктуры. Документ должен быть подготовлен к 1 июля 2022 года.
Сессия прошла в формате рабочей встречи двух групп экспертного совета комитета Госдумы по туризму – по маркетингу территорий и по развитию сельского, аграрного и эногастрономического туризма.
РОССИЯ
Наталья Врублевская
«БусАвтоТрак», генеральный директор
Как и почему появился частный музей «Донская рыба»Наталия Судакова
«Судаков Тревел», исполнительный директор
«Таганрог не зря называют старшим братом Петербурга»Мария Ярошевич
«Лукоморье», директор
«Надо позиционировать Карелию как многоразовое направление»Станислав Кругликов
Бутик-отель «Рыбзавод», создатель
«"Рыбзавод" в дельте Волги – не предприятие, а бутик-отель премиального уровня»Виктория Голина
«Путешествия», руководитель
«В Тюмени, где бы вы ни копнули, отовсюду побежит целебная вода»Ольга Лукина
Музей «Кижи», руководитель службы экскурсионного обслуживания и продвижения
«Музей "Кижи" больше заинтересован в организованных туристах, это один из поводов для вступления в РСТ»Оксана Лебедева
«Тари-тур СПб», заместитель директора
«В условиях пандемии Петербург получил больше возвратных туристов»Кинья Кускильдин
РСТ в Башкирии, руководитель
«Пандемия сработала на развитие внутреннего туризма в Башкирии»Ольга Говердовская
«ДИК», генеральный директор
«Если бы существовало «Тамбовское ожерелье», мы бы украсили его прекрасными жемчужинами»Анатолий Емельянов
Caspian Travel, учредитель
«Уже многие россияне убедились, что Дагестан интересный, аутентичный, яркий и очень гостеприимный»Ольга Лобастова
«Летучий корабль», директор
«Мы создали кировский диснейленд»Марина Лебедева
ТИЦ «Красная изба», директор
«Люди хотят еще раз пережить эмоции от погружения в атмосферу Великого Новгорода»Ольга и Игорь Савушкины
«ТУР Орел», основатели
«Этим летом мы откроем глэмпинг – первый в Орловской области»Ольга Боксимер
«Ветер странствий», генеральный директор
«Вы удивитесь, но Мордовия – ближайшая к Москве и Петербургу национальная республика»Александр Савичев
Сысерть Свердловской области, гид
«Я много времени провел в архивах, чтобы люди удивлялись на моих экскурсиях по Сысерти»Илья Кычанов
Группа компаний «Турист», исполнительный директор
«Наши туры по Удмуртии выиграли девять номинаций всероссийской премии "Маршрут года"»Оксана Котельникова
«ОкНа», директор
«Сотрудничество турфирм и администрации дало толчок туризму в Тюменской области»Алексей Растегаев
«Круиз», директор
«Мамаев курган – визитная карточка Волгограда, но у нас еще много уникальных мест»Владимир Гетман
VisitОren, основатель
«Оренбург заслуживает, чтобы стать известным не только благодаря пуховому платку»Михаил Смердов
предприниматель
«Мы хотим сохранить в Ирбите купеческую историю и культуру быта»